В рамках цикла публикаций о публичных выступлениях и ошибках спикеров, в прошлый раз мы затрагивали тему хронометража. Сегодня — о том, как заслужить внимание и доверие аудитории.
Артур Шнабель был выдающимся пианистом. С абсолютно узнаваемой исполнительской манерой. Звучит соната Бетховена, и с первых аккордов ясно — играет Шнабель, не спутаешь ни с кем. При этом он не был виртуозом — завистники с удовольствием отмечали погрешности в его технике игры. И ноты у всех одинаковые. И Бетховен у всех — Бетховен. Но при этом был он, и все остальные. Сам Шнабель так объяснял свой успех у публики: «В нотах я преуспел не больше других, но вот паузы между нотами у меня получаются лучше».
Секрет успеха в публичных выступлениях также прост: именно умение держать паузу поднимает хорошего спикера до уровня выдающегося.
Уверенных в себе спикеров, которые хорошо говорят, красиво жестикулируют, ведут себя раскованно и при этом совершенно не трогают аудиторию — много. Вы тоже их встречали. И провожали. И тут же выкидывали из головы. Тех, кого вспоминаешь много лет спустя, — единицы.
Паузы требуют от спикера смелости: «Как я буду выглядеть? Вдруг они подумают, что я потерял мысль? Вдруг не успею сказать всё, что запланировал? Вдруг они заскучают? Что я буду делать в паузе? А что они?».
Но аудитории нет до ваших страхов никакого дела. Людей гораздо больше волнуют их собственные чувства. Когда спикер забывает о паузах, аудитория чувствует себя забытой и ненужной. И вот почему.
Выступление — это диалог, в котором у спикера одни средства коммуникации, а у аудитории — другие. И паузы — её время! Время, когда можно осмыслить шокирующую цифру и подготовиться к неожиданному повороту событий, задать вопрос, поискать ответ, поймать инсайт, порадоваться своей проницательности и поблагодарить спикера за то, что дал возможность испытать всё это.
Уверенный спикер мчится вперед на всех парах. Ему не нужны собеседники. В своём спектакле он отводит аудитории роль статиста. Ну, и кого устроит такое распределение ролей?
Выступление без пауз звучит наигранно и фальшиво. Пропадает магия общения. Аудитория не верит, что всё, что происходит, происходит ради нее и с её участием. Не чувствует, что выступление рождается здесь и сейчас, и что, если бы в зале были другие люди, то и выступление было совершенно другим!
Спикеру, который увлечён только собой, вряд ли стоит надеяться на внимание и симпатии аудитории — нам нравятся те, кому нравимся мы!
Зачем дарить своё внимание тому, кто нас не замечает?!
И если всё самое важное происходит именно в паузах, то каждый спикер просто обязан научиться молчать.
Научиться делать паузы очень просто.
Берёте книжку. Читаете текст вслух. Видите запятую, делаете секундную паузу. Видите точку — молчите две секунды. Перед новым абзацем делаете паузу длиной в три секунды.
Ничего сложного! Попробуйте. Вам понравится молчать. Даже, если вы очень уверенный в себе спикер.