В издательстве «АСТ» вышла книга Игоря Ниесова и Екатерины Тышковской «Мягкий менеджмент». 10 июля в «Библио-Глобусе» пройдет презентация книги, на которой можно будет не только познакомиться с авторами и услышать их комментарии к «Мягкому менеджменту», но и получить авторские экземпляры с автографом и задать свои вопросы на тему: «Как люди и организации находят друг друга». В авторской колонке Лариса Рудакова, президент коммуникационной группы MediaLine и лидер проекта InterComm, рассуждает на тему взаимоотношений сотрудника и компании — глубоко личных.
Книга Игоря Ниесова и Екатерины Тышковской «Мягкий менеджмент», только что вышедшая в свет в издательстве «АСТ», не могла пройти мимо моего внимания по многим причинам.
Во-первых, наш проект «InterComm: все о корпоративных коммуникациях» всем своим существованием ежедневно отвечает на вопрос авторов, поставленный в подзаголовке книги: «Как привлекать лучших, развивать способных, руководить эффективно».
Во-вторых, тема взаимоотношений сотрудника и компании, продвижения бренда работодателя, мягкого менеджмента, так популярного «умного бизнеса» (кстати, это и название серии, в которой вышла книга) — сегодня актуальна как никогда. К слову, каждая вторая дискуссия на недавно прошедшем Питерском форуме — о кадровом голоде, человекоцентричности и новом взгляде на мотивацию в работе.
И в-третьих, Екатерина Тышковская, куратор программ развития бренда работодателя и корпоративной культуры многих образовательных платформ, была деканом факультета в школе продвинутых коммуникаций MACS, и мне довелось быть слушательницей самого первого потока в 2018 году.
Очевидно, что эта новинка профессиональной литературы просто не могла пройти мимо меня — так что мы встретились с Екатериной, и вместе с авторским экземпляром и автографом мне удалось получить любопытные комментарии. Делюсь ими с вами — вместе с моими впечатлениями от книги.
Идея книги родилась давно, много материала скопилось и благодаря личному опыту в компаниях, и нашему курсу в MACS, успевшему выпустить два потока студентов. Мой соавтор — мой бывший преподаватель на факультете политических бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ Игорь Ниесов. Игорь удивительный человек и большой исследователь. Его методики изучения вовлеченности основываются на знаниях психологии и математики, в книге есть QR-коды на его авторские тесты и другие исследовательские материалы. Всему, что я знаю про коммуникации, меня научил Игорь Ниесов.
Эта книга — про любовь. Вы удивитесь (или нет) — про любовь к работе (привет, коллеги-трудоголики!). Авторы нашли интересную метафору: они посмотрели на взаимоотношения компании и сотрудника как на личные отношения в паре: этап знакомства — как первые свидания. Период ухаживания — привлечение кандидата, потом регистрация брака (первый рабочий день) и медовый месяц (адаптация). И только после этого, собственно, может случиться очень стабильная долговременная любовь. Или, наоборот, расхождение, потому что по-разному развиваются люди и компании. Но даже расставание, если отношения здоровые, возможно с сохранением добрых уважительных отношений.
Отношения работодателя и сотрудника проходят все те же самые этапы. Все, что происходит в этой паре, должно опираться на сильные стороны обеих сторон. От их взаимодействия происходит рост мастерства — и сотрудника, и компании. Вот тогда и случается действительно большое удовольствие. Это значит, что он — сотрудник — оказался в правильное время в правильном месте.
Книга начинается с современных трендов в менеджменте: сотрудник как клиент, управление на основе сильных сторон, использование цифровых инструментов, ИИ в менеджменте, мотивация, вовлеченность, опыт сотрудника. Отдельная глава посвящена культурному коду — «Почему в одних работодателей мы влюбляемся, а в других нет».
Здесь, кстати, авторы нашли очень интересную связь культурного кода с российской ментальностью. «Работа не волк», «Чего сидим, кого ждем?» , «Книжку бы почитал», «Хватит ворон ловить» — помните эти поговорки / народные мудрости? Работа чрезвычайно важна для россиян, люди готовы «убиваться» и сутками пропадать на работе ради семьи и будущего детей. Работа в нашем сознании — это стабильность. «Интерес к работе» традиционно занимает топовые места в рейтинге мотивирующих факторов при выборе работодателя. В России в принципе не принято уходить домой сразу «после звонка». Это связано с нашими ценностями.
Я знаю истории из жизни советских режимных предприятий, там надо было в 18:00 уходить домой в соответствии с распорядком. И конструкторы запоминали чертежи, потому что не могли остановиться и хотели продолжить работу дома.
«Я иду на службу», — говорили когда-то наши отцы и деды. Старшие поколения служили работе. Этот «ген служения», по мнению авторов книги, пророс и в новых поколениях — в новом запросе на содержание деятельности, самореализацию и интерес к делу.
Еще мне, как потомственному трудоголику, понравился термин авторов — «самонаводящиеся люди». «Когда твой босс не отвечает в течение суток, а ситуация требует немедленного решения, ты имеешь смелость, способность и желание принять решение самостоятельно и действовать на свой страх и риск». У компаний усилился спрос на людей самостоятельных, зрелых, способных самоопределиться в любой ситуации.
Отдельная глава посвящена управлению опытом сотрудника в организации. Авторы предлагают использовать маркетинговый опыт — модель AIDA (Attention, Interest, Desire, Action) для формирования сильной эмоциональной связи сотрудника и компании.
И, наконец, основные главы книги посвящены работе по созданию и развитию бренда работодателя и продаже работы как продукта. Сильная сторона книги в том, что даны конкретные рекомендации, вплоть до QR-кодов на реальные инструменты, которыми можно тут же воспользоваться в практике своей компании.
Как проводить анализ конкурентов при разработке бренда? Как сегментировать аудиторию? Как найти инсайт аудитории? Какую работу стоит отдать на аутсорсинг, а какую — нет. Рекомендации по созданию трехлетнего стратегического коммуникационного плана в продвижении бренда работодателя. Метрики для оценки востребованности организации , в том числе оценки качества работы с контентом (привет вам карьерные сайты, страницы в соцсетях и реклама в медиа).
Ценны «поправки» на современные цифровые реалии: дистанционное тестирование, особенности организации первого рабочего дня в удаленной и гибридной среде.
Хорошо освещена «больная» тема для всех, кто работает в сфере HR и внутренних коммуникаций: вовлеченность. Индексы, факторы, уровни и, главное, влияет ли (и как?) вовлеченность на эффективность бизнеса? Согласно приведенным в книге исследованиям, в компаниях, где правильно выстроен менеджмент, баланс работы и жизни сотрудников - готовность рекомендовать своего работодателя бывает ниже, чем там, где менеджмент нерегулярный. Выходит, что у каждой компании оптимальный уровень вовлеченности свой, и очень важно его подобрать.
Интересны главы книги о карьерном треке сотрудников, о роли лидеров в этих процессах. И раздел про расставание — мой любимый. Как проводить выходные интервью, как использовать материалы этих интервью, почему так здОрово работают на бренд клубы выпускников (кстати, в MediaLine и InterComm они есть!).
Над книгой «Мягкий менеджмент» авторы работали более двух лет. За это время в стране и в мире и, конечно, на российском рынке труда произошли глобальные изменения. Поэтому за время подготовки авторы сменили издателя, были поправки в главах, некоторые из них просто «вылетали» из текста книги. Потому что теряли свою актуальность.
Большое заключение, которое завершает книгу, также готовилось долго и переписывалось несколько раз. Тем ценнее финальный вариант этого обращения авторам к своей аудитории. Они пишут о трендах, которые помогут компаниям войти в число привлекательных работодателей и развить свой бренд на новые аудитории. Например, выделился растущий тренд на экологические программы компаний. Рост аудитории «серебряного возраста», востребованные профессии для людей 50+. Слеш-карьера. Повышение квалификации внутри компании. Рост популярности шеринга на рынке труда. Мотивация в период турбулентности. Вовлечение в ценности компании молодых сотрудников, важность признания и обратной связи для них, то самое так популярное сегодня наставничество.
Уверена, «Мягкий менеджмент: как привлекать лучших, развивать способных и руководить эффективно» Игоря Ниесова и Екатерины Тышковской в ближайшее время будет топ-пособием на книжных полках всех, кто работает с сотрудниками в компаниях, — HR-директоров, руководителей отделов по внутренним коммуникациям и развитию бренда работодателя, а также тех, кто занимается внешними коммуникациями бизнесов и, конечно, лидеров-управленцев компаний. Это отличный гайд по работе с персоналом и брендом работодателя.
С огромным удовольствием приглашаю аудиторию InterComm от имени авторов на презентацию книги в «Библио-Глобус» 10 июля — можно не только познакомиться с авторами и услышать их комментарии к «Мягкому менеджменту», но и получить авторские экземпляры с автографом и задать свои вопросы на тему: «Как люди и организации находят друг друга». Уверена, у нашего сообщества их много — актуальных, требующих комментариев и рекомендаций признанных экспертов.
Зарегистрироваться можно здесь.