27 апреля 2023

Что не должен делать работодатель, когда зовёт к себе на работу студента: 10 главных ошибок

1078
1

Автор

Максим Ирхин
Студент Финансового Университета при Правительстве РФ

Стереотип о «бедных студентах», которые только и делают, что  учатся 24/7, известен, кажется, всем. Правда, вопрос: кому нужен студент с дипломом, но без опыта работы в профессиональной сфере?

О том, что на вакантные должности «не принимают без опыта работы», студенты узнают уже на 2-3 курсах обучения. Выход? Устроиться хоть куда-нибудь и побыстрее – лишь бы получить заветный опыт работы. В этот прекрасный момент перед молодыми и перспективными открывается дивный новый мир – мир работодателей, желающих получить максимум результата при минимальных (или отсутствующих) затратах. Требования компаний к тем, кто пока не закончил даже бакалавриат, бывают настолько велики, что просто отпугивают потенциальных работников и отбивают у них любое желание сотрудничать.

В качестве подтверждения подобных ситуаций на «рынке студенческого труда» приведу пример из личных наблюдений. Май 2022 года. Финишная прямая очередного курса очного обучения и приближающаяся сессия – самое время найти работу и набраться опыта за прекрасный летний сезон, правда же? Мой хороший знакомый, назовем его N, решил устроиться стажёром в PR-отдел неплохой организации. Стажировка должна была длиться 3 месяца и не оплачиваться (что уже звучит, как максимально хардкорное испытание). Объяснение – стандартное: «Мы крутые, мы много знаем, мы многому научим и напишем рекомендацию. Нам нужно быть уверенными, что вы с нами не на один месяц! Поэтому после окончания стажировки вас сразу возьмут в штат на приличный оклад. Совместимость рабочего графика и обучения на следующем курсе университета тоже гарантируем». Что в итоге? Мой товарищ N абсолютно честно и плодотворно выполнял и перевыполнял все поставленные ему задачи. Поверьте мне на слово: он ответственный, сообразительный, да и просто хороший человек.

Проработал все летние каникулы с графиком 5/2 по 8 часов, иногда перерабатывая и задерживаясь для решения особенно сложных задач. По итогам стажировки ничего из обещанного он не получил: ни оформления в штаб, ни оклада, ни рекомендации.

«Но ведь он же получил опыт! Опыт по специальности!», – скажут мне уважаемые читатели. Безусловно, опыт он получил: PR для него стал рутинной деятельностью, погубившей моральное состояние. У него пропало доверие даже к крупным работодателям, желание развиваться в PR и тот самый студенческий «запал», который мотивировал быть лучшим в своей сфере. История поучительная, но в современном мире вполне можно обойтись и без нее – не всегда хороший специалист формируется из провалов. Гораздо полезнее и эффективнее потратить время на качественное обучение нового сотрудника и зарядить его желанием стать частью общего дела, а не напичкать его неизвестными рабочими процессами, а потом выкинуть по причине «ненадобности». Кстати, N поделился своим опытом стажировок в стенах университета – после этого репутация компании среди студентов профильного направления опустилась до уровня плинтуса. Студенты стали более осторожными в выборе вакансий, а у некоторых появился «страх непринятия» – мнение, будто их уровня знаний не хватит даже для стажёра. А что с того работодателям? Компания потеряла большой пласт новоиспеченных амбициозных сотрудников с горящими глазами.

Подобным образом работодатели теряют перспективных специалистов, а студенты – возможность получить ценный опыт на начальном пути становления профессионалом.

Как же этого избежать? Опросив множество своих «коллег по цеху», я составил чек-лист главных ошибок работодателей при найме студентов на работу.

Что НЕ стоит делать:

  • Ожидать мгновенного результата.
    Студент – не маг, который может максимально быстро выполнять задания с, фактически, нулевой точки. Дайте время на изучение задачи и возможность задавать вопросы – так будет гораздо эффективнее.
  • Забывать о графике учебы.
    Не стоит давать задания в нерабочее время или в период сессии. Вы взяли студента – помните, что они должны учиться и сдавать экзамены.
  • Не объяснять цели работы.
    Если студент не понимает смысла задач, то он вряд ли будет качественно их выполнять – у него итак много обязанностей. Объясните, какое место задание занимает в общей картине и каким образом оно поможет достичь цели. А объяснить и значимость приложенной им руки в выполнении той или иной задачи – высший пилотаж.
  • Не обучать студента.
    Не ждите от студента идеальных решений, если вы не показали ему, как это делать. Обучите, покажите, как работает ваша компания, какие правила соблюдаются.
  • Не давать обратной связи.
    Студенты категорически нуждаются в обратной связи. Если вы не будете говорить им об ошибках, они не смогут их исправить. Помните, что обратная связь должна быть конструктивной, а не оскорбительной.
  • Давать слишком сложные задания.
    Если вы даете студенту задания, которые он не может выполнить, то это только повредит ему. Помните, что студенты не имеют опыта работы и что-то может быть для них слишком сложным, непонятным. Для того, чтобы студент справлялся и со сложными заданиями в будущем – вернитесь к пункту №4.
  • Недооценивать студентов.
    Не забывайте, что студенты могут быть очень талантливыми и способными. Дайте им возможность проявить себя и показать, на что они способны.
  • Не платить студентам за работу.
    Да, неоплачиваемая стажировка – распространенное явление, однако, студенты работают не только ради опыта: они желают заработать какие-то деньги на учебу и личные нужды. Не забывайте, что они должны получать справедливую оплату за свои труды, даже если это временная работа или стажировка. Материальная мотивация способствует увеличению качества выполнения задач – это дополнительная ответственность и приятный бонус. Помните, что студенты тоже ценят свое время и усилия.
  • Не уважать личное пространство студента.
    Не стоит требовать от студента работать в нерабочее время, если это необходимо только для удобства работодателя. Студенты тоже имеют право на личное пространство и время для отдыха или учебы, за исключением редких договоренностей и энтузиазма со стороны молодого работника.
  • Лгать или недоговаривать что-то в описании вакансий.
    Студент подбирает практику по множеству критериев, но одними из самых важных являются график работы и трудовые обязанности. Если вы пишете, что готовы принимать «гибридного» или «удаленного» работника, а потом оказывается, что студент ночует в офисе чаще, чем дома – это критическая ошибка. Лучше честно описать все требования и условия, чтобы во время собеседования у студента не было вопросов к вам по поводу вакансии.

Если вы работодатель и нанимаете студента на работу, помните об этих десяти главных ошибках. Студенты – это талантливые, умные и мотивированные люди, которые могут принести много пользы вашей компании, если вы относитесь к ним должным образом. Студенты – не расходный материал, а возможность для вас, как для работодателя, впитать новые взгляды на привычные вещи под разными углами.

Добавить в избранное:

Комментарии 1

Написать
Константин
Интересное мнение
Ответить
Написать