Стереотип о «бедных студентах», которые только и делают, что учатся 24/7, известен, кажется, всем. Правда, вопрос: кому нужен студент с дипломом, но без опыта работы в профессиональной сфере?
О том, что на вакантные должности «не принимают без опыта работы», студенты узнают уже на 2-3 курсах обучения. Выход? Устроиться хоть куда-нибудь и побыстрее – лишь бы получить заветный опыт работы. В этот прекрасный момент перед молодыми и перспективными открывается дивный новый мир – мир работодателей, желающих получить максимум результата при минимальных (или отсутствующих) затратах. Требования компаний к тем, кто пока не закончил даже бакалавриат, бывают настолько велики, что просто отпугивают потенциальных работников и отбивают у них любое желание сотрудничать.
В качестве подтверждения подобных ситуаций на «рынке студенческого труда» приведу пример из личных наблюдений. Май 2022 года. Финишная прямая очередного курса очного обучения и приближающаяся сессия – самое время найти работу и набраться опыта за прекрасный летний сезон, правда же? Мой хороший знакомый, назовем его N, решил устроиться стажёром в PR-отдел неплохой организации. Стажировка должна была длиться 3 месяца и не оплачиваться (что уже звучит, как максимально хардкорное испытание). Объяснение – стандартное: «Мы крутые, мы много знаем, мы многому научим и напишем рекомендацию. Нам нужно быть уверенными, что вы с нами не на один месяц! Поэтому после окончания стажировки вас сразу возьмут в штат на приличный оклад. Совместимость рабочего графика и обучения на следующем курсе университета тоже гарантируем». Что в итоге? Мой товарищ N абсолютно честно и плодотворно выполнял и перевыполнял все поставленные ему задачи. Поверьте мне на слово: он ответственный, сообразительный, да и просто хороший человек.
Проработал все летние каникулы с графиком 5/2 по 8 часов, иногда перерабатывая и задерживаясь для решения особенно сложных задач. По итогам стажировки ничего из обещанного он не получил: ни оформления в штаб, ни оклада, ни рекомендации.
«Но ведь он же получил опыт! Опыт по специальности!», – скажут мне уважаемые читатели. Безусловно, опыт он получил: PR для него стал рутинной деятельностью, погубившей моральное состояние. У него пропало доверие даже к крупным работодателям, желание развиваться в PR и тот самый студенческий «запал», который мотивировал быть лучшим в своей сфере. История поучительная, но в современном мире вполне можно обойтись и без нее – не всегда хороший специалист формируется из провалов. Гораздо полезнее и эффективнее потратить время на качественное обучение нового сотрудника и зарядить его желанием стать частью общего дела, а не напичкать его неизвестными рабочими процессами, а потом выкинуть по причине «ненадобности». Кстати, N поделился своим опытом стажировок в стенах университета – после этого репутация компании среди студентов профильного направления опустилась до уровня плинтуса. Студенты стали более осторожными в выборе вакансий, а у некоторых появился «страх непринятия» – мнение, будто их уровня знаний не хватит даже для стажёра. А что с того работодателям? Компания потеряла большой пласт новоиспеченных амбициозных сотрудников с горящими глазами.
Подобным образом работодатели теряют перспективных специалистов, а студенты – возможность получить ценный опыт на начальном пути становления профессионалом.
Как же этого избежать? Опросив множество своих «коллег по цеху», я составил чек-лист главных ошибок работодателей при найме студентов на работу.
Если вы работодатель и нанимаете студента на работу, помните об этих десяти главных ошибках. Студенты – это талантливые, умные и мотивированные люди, которые могут принести много пользы вашей компании, если вы относитесь к ним должным образом. Студенты – не расходный материал, а возможность для вас, как для работодателя, впитать новые взгляды на привычные вещи под разными углами.