Номинация: Территория добра
Год: 2023
Компания: Яндекс
Летом 2023 года в «Яндексе» два месяца проходил экомарафон — офлайн- и онлайн-мероприятия, которые помогали сотрудникам узнать больше об экологии и сформировать экопривычки.
Команда провела его в пяти странах и 20 городах, где живут и работают яндексоиды. Вот что сделали:
Такого в «Яндексе» ещё не было. Проект масштабный: он прошёл в пяти странах и 20 городах. Это первый большой экопроект в «Яндексе», в котором занялись экопросвещением сотрудников, чтобы у них появились уверенные системные знания и они могли их использовать в офисе и дома.
При этом экомарафон придуман и разработан inhouse, им занимались всего четыре человека: специалист по внутрикорпоративным коммуникациям, эколог, ивент-менеджер и редактор.
Сочетали много форматов активностей и онлайн, и офлайн, чтобы каждый желающий мог поучаствовать и ощутить причастность к чему-то полезному — и при этом не заскучал. Расскажем об уникальных.
На Go Green Day сотрудники отправляли пожертвования в благотворительный фонд «Помощь рядом» и получали в подарок эксклюзивный мерч от сервисов «Яндекса», а также предметы с внешних и внутренних ивентов. Так не только экологично освободили склады сервисов, но и за один вечер перечислили 500 тысяч рублей в «Помощь рядом». Эти средства помогут организовать бесплатные поездки для фондов и их подопечных и закупить товары первой необходимости.
Сотрудников в «Яндексе» становится всё больше, вместе с ними растёт и ответственность перед обществом. Забота об окружающей среде — часть этой ответственности. Компания поняла, что в вопросе экологии нужно начинать с себя: создавать условия и для сотрудников, и для наших пользователей.
Яндекс следует принципам зелёного офиса, в 2022 году отстроили систему раздельного сбора в офисах и запустили несколько важных экоинициатив в сервисах. Но экология — это не только раздельный сбор. Если поставить в офисах 1000 контейнеров для раздельного сбора и ничего не рассказать о том, как устроена эта система — ничего не будет работать. Поэтому команда решила провести экомарафон: рассказывали сотрудникам о базовых вещах, про экослед, бережное потребление и раздельный сбор мусора.
Если сотрудники будут понимать принципы экологичности, они смогут распространять их дальше — внедрять в сервисы и помогать пользователям быть экологичными. Это также будет давать новые возможности для бизнеса.
Целевая аудитория:
Цели экомарафона:
Задачи проекта:
Слоган — «Позаботимся об экологии вместе». Команда хотела показать, что сделать повседневную жизнь экологичнее — просто, и что они готовы рассказать по этапам и в нюансах, как к этому прийти.
Для экомарафона разработали серию офлайн- и онлайн-мероприятий, которые помогали сформировать у сотрудников экознания и закрепить экопривычки.
1. Экочеллендж.
Первая масштабная онлайн-активность, которая была доступна сотрудникам в России и за рубежом, — экочеллендж. Проводили его в течение четырёх недель в специальном телеграм-канале Yandex Office Go Green.
50% сотрудников «Яндекса» — технические специалисты, которым нужна доказательная база. Поэтому команда хорошо подготовилась и использовала исследования, факты, пригласила популяризатора науки и т. д.
Во время экочелленджа рассказывали, как приобрести экопривычки с помощью простых еженедельных заданий, давали практические рекомендации и разыгрывали призы. Каждая неделя экочелленджа была посвящена отдельной теме. Например, что такое экослед человека и как его сократить, зачем разделять отходы, что такое Zero Waste и осознанное потребление.
Механика участия была простая: делились практическими рекомендациями по темам, а в конце каждой недели давали небольшое домашнее задание на закрепление новых полезных экопривычек. Например:
В рамках экочелленджа провели серию лекций, где вместе с внутренними и внешними экспертами разбирались, что происходит с экологией сейчас, узнавали об экологичных инициативах сервисов «Яндекса», делились, как релокантам быть экологичным в другой стране, и даже попробовали сделать первые шаги в этом направлении.
В офисах Москвы и Питера собирали редкие виды отходов: старые зубные щётки, ненужные лекарства, компакт-диски, фильтры для воды, пластиковые крышечки — и относили всё это в контейнеры для «редкостей» в офисах.
К концу челленджа сотрудники получили полезные знания, которые можно применять в повседневной жизни. Например, как экологично организовать быт, куда девать ненужные вещи, как перейти на экологичные бытовые средства и косметику, как не попасться на гринвошинг. Сотрудники на практике убедились, что сделать свою жизнь чуть экологичнее совсем не сложно.
Чтобы обсуждение контента и заданий проходило в компании единомышленников, создали специальный телеграм-чат.
Всем участникам дарили ачивки проекта, а за выполнение всех домашек — стильный мерч экомарафона из переработанного хлопка, который разработали и произвели специально для проекта.
2. Go Green Day
Серия офлайн-мероприятий Go Green Day прошла в Москве, Питере, Белграде, Ереване, Алматы и Стамбуле.
В Москве ивент посетили 650 человек. Сортировали мусор и вторсырьё на скорость, изучали экспонаты в музее переработки, проходили экоквест в офисе, обменивались классными вещами на свопе. А ещё:
На один день Музей рециклинга «Сборка» приехал в офис «Яндекса», чтобы ответить на один из насущных вопросов: а есть ли в России вообще переработка отходов? Показали экспонаты почти с 100 предприятий, которые участвуют в цикле переработки вторсырья.
Предложили сотрудникам экологично расхламить свой гардероб — не выбрасывать ненужные и разонравившиеся вещи, а поделиться ими. Можно было принести не только одежду, но и обувь, книги, бижутерию, растения и многое другое, а также найти что-то необычное для себя и познакомиться с новыми людьми и просто хорошо провести время.
Экологично освободили склады «Яндекса» и собрали деньги на благотворительность
Впервые реализовали важную экоинициативу с социальным подтекстом — «Вещь за пожертвование». Для этого заколлаборировались с социальным проектом «Яндекса» «Помощь рядом». Сервисы «Яндекса» — «Маркет», «Лавка», «Такси», «Карты», «Медиасервисы», «Кью» и некоторые наши команды — поделились с нами эксклюзивным мерчом.
На Go Green Day сотрудники отправляли пожертвования в благотворительный фонд «Помощь рядом» и получали в подарок эксклюзивный мерч от наших сервисов. Среди мерча можно было выбрать нужный и полезный подарок — так залежавшиеся на складах вещи обретали своих хозяев. В результате акции фонд собрал чуть менее полмиллиона рублей, которые помогут организовать бесплатные поездки для сотрудников и подопечных фондов-партнёров «Помощи рядом», а также закупить товары первой необходимости для них. А сервисы «Яндекса» экологично освободили место на складах.
В Питере Go Green Day прошёл более камерно. Привезли прямо в офис музей переработки и организовали экоквест, на котором учились сортировать вторсырьё на скорость.
В Ереване было два мастер-класса — ребята плели авоськи и кастомизировали свои вещи.
В Турции делали сумки-шоперы из старых футболок. Можно было поэкспериментировать с дизайном: раскрашивали красками или фломастерами, придумывали рисунки или пользовались готовыми трафаретами.
В Казахстане ребята подарили вторую жизнь крышкам от пластиковых бутылок и сделали крутые значки. Собрали крышки в кучу, переплавили в цветную жижу, залили в формы и прижали прессом. Получились молнии, зайчики и самолёты.
В Белграде провели экосубботник, на котором яндексоиды с семьями посадили больше 40 деревьев на территории детского сада и школы недалеко от одного из офисов «Яндекса». Ещё был своп, на котором сотрудники экологично расхламляли свой гадероб и менялись вещами. А собственная торговая марка «Маркета» Market Do раздавала сигнальные образцы товаров — беговелы, детские вещи и штуки для дома: технику, чайники и люстры.
И навели порядок в Калемегдане — собрали 62 мешка отходов.
Попали в известный белградский паблик — про акцию написали на странице с 216 тысячами подписчиков.
Также провели два воркшопа: «Пакетный шик» и «Совместный апсайкл». На первом плели корзины из пакетов, которые специально копили перед мастер-классом, а на втором вместе сделали общее панно техникой лоскутного шитья для офиса.
3. Большой онлайн-квиз.
В завершении экомарафона провели большой онлайн-экоквиз с заданиями на логику, сообразительность и креативность. Сотрудники показывали, чему они научились за время экомарафона.
В квизе участвовала 101 команда — всего 500 человек.
Одно из заданий экоквиза — «Не мусор, а искусство!» — было рассчитано на креатив. Участникам нужно было повторить картину на выбор, используя мусор и вторсырьё, например, пластиковые крышки, обёртки от шоколадок, пакеты и бутылки. В итоге получили более 90 картин из вторсырья и разместили их в онлайн-галерее проекта.
За полтора месяца экомарафона участники разобрались, куда девать ненужные вещи (кроме мусорного контейнера), от какой упаковки лучше отказаться и как выбрать щадящую руки бытовую химию. А ещё научились расхламляться и опробовали этот навык в своих квартирах и на складах наших сервисов в Москве.
Все недели они были вовлечены в экомарафон: выполняли задания, присылали фотографии и рассказывали, что изменилось в их жизни.
Благодаря экомарафону команда Яндекс смогла доказать сомневающимся сотрудникам, что внедрить экопривычки в повседневную жизнь — не сложно и даже приятно.
Результаты проекта
В пяти странах и 20 городах участвовали сотрудники в экомарафоне: из Белграда, Еревана, Анталии, Стамбула, Алматы, Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Рязани, Смоленска, Челябинска, Тулы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда, Воронежа, Новосибирска и даже Пхукета.
Больше 1500 человек поучаствовали в активностях экомарафона.
Больше 400 домашних заданий сдали сотрудники.
Четыре лекции послушали, средняя посещаемость каждой — 125 человек.
500 человек поучаствовали в онлайн-экоквизе.
В шести городах прошёл Go Green Day.
650 участников посетили ивент в Москве.
500 тысяч рублей собрали на акции «Вещь за пожертвование» и перечислили в «Помощь рядом».
А ещё больше 150 человек поучаствовали в сборе вторсырья в офисах в Москве и Петербурге. Всего собрали:
Кроме того, экопросвещение будет включено в отчёт о прогрессе в области устойчивого развития за 2023 год.
Считаем важным, что команда раскачала экосообщество — сотрудники продолжают общаться, делиться успехами и задавать вопросы об экологичном образе жизни.
Планы
Экомарафон — не разовое мероприятие, Яндекс планирует повторить его в 2024 году. Также разрабатывается полноценная и регулярная программа экопросвещения сотрудников. В неё войдут:
А ещё в ноябре планируется брейншторм для экосообщества, чтобы вовлекать сотрудников в экологизацию офисов и искать новые идеи по внедрению экоинициатив в офисах и сервисах.
Планы на будущее — масштабировать экологичный подход (многоразовая посуда, раздельный сбор мусора, апсайклинг предметов декора) и на другие ивенты Яндекса — внутренние и внешние.
Телеграм-канал Yandex Office Go Green вырос в два раза: начинали экомарафон с 800 подписчиков, сейчас на канале 1650 сотрудников.