Когда все отрасли бизнеса находятся в зоне высокой турбулентности, компании всё чаще обращаются к well-being — концепту, который, если переводить дословно, означает программы корпоративного благополучия.
Год: 2022
Компания: Росбанк и BIOCAD
Практика показывает, что счастливые сотрудники более продуктивны, работоспособны и реже болеют. Поэтому компании предлагают уже не точечные активности, а целый комплекс программ заботы о сотрудниках, измеряют уровень счастья, удовлетворённости, мотивации и множество других параметров, по которым можно судить об эффективности прилагаемых усилий.
«Программу благополучия создать не сложно. Сложно создать программу, которая будет действительно работать и станет не очередной статьёй расходов, а серьёзным вкладом в корпоративную культуру».
Представители Росбанка и компании BIOCAD рассказали о своих программах благополучия, сложностях, с которыми им пришлось столкнуться, и результатах внедрения программ.
Кейс Росбанка
Впервые о благополучии сотрудников компания задумалась в 2015 году и начала точечно внедрять различные программы заботы о физическом и ментальном здоровье сотрудников.
«Мы мониторим рынок льгот, изучаем опыт конкурентов, оцениваем наш пакет и регулярно пересматриваем его в соответствии с запросами рынка, потребностями сотрудников ибюджетными ограничениями».
Когда количество программ кратно выросло, возникла потребность объединить всё в единый формат, который на сегодня включает четыре блока:
Цель проекта — комплексная поддержка всех аспектов жизни сотрудника, в том числе вне рабочей среды. Программа охватывает 13 000 сотрудников банка, включая порядка 2000 сотрудниц в декрете (для них разработаны программы, помогающие оставаться в курсе корпоративной повестки и не выпадать из социума на время длительного декретного отпуска).
В банке задана высокая планка эффективности проектов, например, если пользоваться собственными продуктами, то на все 100%.
«Кому-то может показаться, что 90% сотрудников, пользующихся пакетом услуг банка, это хорошо, но мы решили, что это мало и поставили себе задачу поднять цифру до 100%. Разобрались в процессе, стали активнее прорабатывать это направление с бизнесом, популяризировали эту историю среди сотрудников. И сейчас имеем уже почти 100%-ное проникновение».
Банк продвигает клиентоцентричный подход в работе с сотрудниками —восприятие сотрудников как внутренних клиентов и понимание их ценности, поддержка на всех этапах нахождения сотрудника вкомпании.
«Мы воспитываем клиентоцентричность всеми доступными способами. Например, у нас есть школа «ISX Академия» и книга историй от сотрудников, она называется «Путь к сердцу клиента». Наша ценность — работать хорошо для клиента, чувствовать благодарность за его эмоции. И каждый сотрудник чувствует себя этим клиентом».
Программа благополучия затрагивает разные аспекты жизни сотрудника и включает постоянно действующие, тематические, сезонные проекты.
Например, проект «Вдохновляющее лидерство» обучает сотрудников лидерским компетенциям, даёт инструменты и возможность проявить полученные навыки.
Проект «Эксперт» даёт возможность поделиться опытом с коллегами, в том числе публично. Темы могут быть совершенно разные, но преимущественно связаны с финансовой тематикой.
Концепция Life learning (постоянное, осознанное и активное обучение на протяжении всей жизни) нашла отражение в проекте «Лидерские пятницы». Внутренние и внешние приглашённые спикерырассказывают о различных аспектах лидерства в прижившемся за время пандемии формате вебинаров. В зависимости от темы на эфир подключаются от 200 до 500 человек.
В осенне-зимний период сотрудникам предложили «Найти гармонию» в формате тематических недель, посвящённых развитию, здоровью и ЗОЖ.
«Мы стараемся даже стандартные льготы «по умолчанию» облечь в интересную историю. Например, вакцинацию от гриппа мы поддержали тематическими подборками, организовали удобный график прививок».
В банке регулярно проводятся обучающие семинары по льготам с разъяснениями и ответами на вопросы, чтобы не было разочарования, например, от взаимодействия сотрудника со страховой компанией.
Проект «Росбанк, мама, папа» — инициативы по поддержке сотрудниц, уходящих в отпуск по беременности и родам, уходу за ребёнком до трёх лет: программы дополнительного обучения, помощь в адаптации к работе после выхода из декретного отпуска, альтернативные способы информирования при отсутствии доступа к корпоративной почте (например, через личный кабинет в мобильном приложении).
Программа корпоративного благополучия охватывает также работу с молодёжью и инклюзивные инициативы — предоставление рабочих мест людям с инвалидностью.
«Это такая комплексная история, которая важна для будущего компании. Мы стараемся участвовать в разных мероприятиях, работаем со стажёрами. Для людей с ограниченными возможностями банк предоставляет возможность пройти обучение на JavaScript разработчика с последующим трудоустройством при успешном прохождении курса».
Так как большинство сотрудников банка сейчас работают в гибридном формате, а порядка 12% полностью дистанционно, для них создана система бронирования рабочих мест при необходимостиприехать в офис.
Важный аспект заботы — организация прямой связи с руководством, которую в Росбанке реализовали в формате «Часов стратегии»: выступления первых лиц с рассказом о ключевых проектах и перспективахбанка. Часть сотрудников может посетить мероприятие лично, в основном это руководители, остальные подключаются онлайн, и каждый сотрудник имеет возможность задать вопросы (правда, не анонимно).
Не обошлось и без программы материальной поддержки сотрудников. Причём здесь планка тоже высока — когда в компании столкнулись с ухудшением обратной связи по получаемой помощи из-за сложностей оформления налоговой истории, бухгалтерской отчётности и отсутствия электронной подписи, то часть процесса — где это возможно — была автоматизирована, и в ближайшей перспективе планируется доработка инструментария.
«Мы поняли, что зачастую HR-инструментов недостаточно, стоит всегда смотреть на задачу с разных сторон, взаимодействовать с бизнесом, и тогда сотрудники станут теми амбассадорами, которые приносят пользу и себе, и компании».
Кейс BIOCAD
Кейс компании BIOCAD «Периодическая таблица мотивационных программ B-Well 4.0» стал победителем премии INTERCOMM в 2022 году в номинации «Образ жизни».
Цель проекта — создание гибкой системы нематериальной мотивации для 3000 сотрудников, 40% из которых — учёные, а целевая аудитория в целом достаточно сильно дифференцирована.
«Кроме учёных, у нас есть ИТ-специалист, специалисты по маркетингу, продажам, много людей работает на производстве. И, конечно, у нас есть биоинформатики — очень редкие специалисты, которые обладают определёнными знаниями в области биологии и программирования. И вот наша задача придумать программу таким образом, чтобы она была интересна всем этим разным целевым аудиториям. Для нас это очень важно, потому что мы работаем с жизнью и здоровьем людей».
Задачи проекта — привлечение и удержание персонала, повышение удовлетворённости сотрудников и реализуемости проектов.
Преимущество проекта в том, что он изменяется и актуализируется, отталкиваясь от аналитики потребностей сотрудников и их вовлечённости в программы благополучия.
На момент реализации проекта в компании уже существовала программа мотивации, но индекс удовлетворённости входящими в неё инициативами был невысок. Многие сотрудники не знали об имеющихся программах, не было единого «окна входа» (удобной платформы) — сотрудникам было сложно сориентироваться.
На подготовительном этапе были проведены фокус-группы и опросы среди сотрудников. Важно было найти гибкий формат, удобный разрозненной и географически распределённой команде, которая бы стала частью HR-стратегии и была бы ориентирована в первую очередь на потребности сотрудников.
«Собрать эффективную аналитику оказалось непросто, у нас было много программ, не было единого дашборда, где бы были собраны данные по текущим программам мотивации. Поэтому не было и понимания, что нравится сотрудникам, что не нравится. Мы потратили очень много сил на то, чтобы собрать это всё в единую систему».
В итоге был реализован проект, ставший частью стратегии по мотивации и льготам. На сегодня в проекте собраны более 40 программ корпоративного благополучия с ежеквартальным анализом и пересмотром, единой точкой входа и красивой визуализацией. Программы сгруппированы по пяти направлениям:
По каждому направлению доступна статистика: куда сотрудник записался, что он в принципе посмотрел, какая программа, сколько просмотров набирает, сколько записей и так далее.
Визуально программа стилизована под периодическую таблицу Менделеева, а сотрудникам предлагается «открывать новые элементы» — предлагать свои идеи.
«Периодическая таблица Менделеева была выбрана в качестве концепции не просто так. Мы же фармацевтическая компания, поэтому мы попытались обыграть в том числе и сферу деятельности. Плюс в такой формат легко добавлять новые элементы или убирать старые —это выглядит лаконично и удобно. А сотрудник, выбирая себе элементы, создаёт собственнуюформулу благополучия».
Внести предложение может любой сотрудник, но важно подробно расписать идею, предложить возможности для её реализации. Оформленная должным образом идея попадает в конкурсный отбор, и сотрудники голосуют за предложения, которые кажутся наиболее интересными. Ежеквартально сотрудники вносят 10–15 предложений. Чтобы чья-то идея победила, она должна набрать большинство голосов на голосовании.
Если инициатива набирает достаточное количество голосов поддержки, она реализуется, если какая-то активность не востребована у сотрудников — её убирают, заменяя новыми. Востребованность программ регулярно отслеживается и анализируется.
«Например, сотрудники воспользовались мотивационной программой, получили опрос, оценили программу. В конце каждого опроса есть окошко, куда сотрудник может внести какое-то своё предложение».
Для внедрения проекта были задействованы все каналы внутренних коммуникаций: видео на корпоративном ТВ, брендированный мерч, плакаты и новости, чтобы как можно больше сотрудников увидели, запомнили программу и приняли в ней участие.
«Сложность на этом этапе была в том, что у сотрудников возникало огромное количество вопросов, и это несмотря на то, что у нас всё написано на портале. Поэтому мы разработали совместно с нашими ИТ-специалистами бот, который помогает сотрудникам сориентироваться в программе мотивации и подобрать что-то, что нравится.
В результате у нас вырос уровень удовлетворённости программами корпоративного благополучия и процент вовлечённости, а также нам удалось сэкономить бюджет, отказавшись от ненужных программ. Сейчас в основном сотрудники, которые начинают пользоваться какой-то программой, в ней остаются. Только около 5% после того, как начали пользоваться программой благополучия,покидают её. Ну и, конечно, очень сильно увеличилась посещаемость программ. А благодаря тому, что они теперь все представлены в одном месте, они стали доступней и понятней каждому сотруднику».