17 апреля 2023

Участвовать нельзя не участвовать

952
0

Чтобы вы правильно поставили запятую в этой фразе, мы постарались ответить на семь важных вопросов про конкурсы корпоративных и бренд-медиа в России.

Как только начинается деловой сезон — осенний или весенний, многие из вас начинают получать письма — приглашения принять участие в «Лучшее…» от площадок, организующих профессиональные премии-«соревнования» в области корпоративных и бренд-медиа. И каждый раз задумываетесь: «Стоит ли попробовать?»

Российских премий, где так или иначе оцениваются качество и конкурентоспособность корпоративных медийных продуктов, чуть более десятка (см. табличку в конце нашего лонгрида). Немало, согласитесь. Как выбрать нужный конкурс и принять решение, стоит ли подаваться, каковы шансы на победу? Ответы на семь главных вопросов — в этом обзоре.

1. Сколько стоит участие в конкурсах?

«Мы участвуем только в бесплатных конкурсах», — все чаще заявляют сегодня многие компании — и ссылаются на корпоративную политику. Спешим огорчить: бесплатно принимают заявки на конкурс немногие.

«МедиаЛидер» и «Пресс-служба года» — конкурсы, которые организует и проводит издательский дом «Имидж-медиа», а председателем жюри является бессменный СЕО этой компании Тимур Асланов. Конкурс «Пресс-служба года» проводится вот уже более 15 лет, и в нем четыре номинации из 17 посвящены корпоративным медиа. В то время как в конкурсе «МедиаЛидер», проходящем в этом году в шестой раз, все 19 номинаций посвящены корпоративным медиа во всем их разнообразии — отраслевым, платформенным и пр.

Также бесплатно можно подать свой проект на региональные этапы конкурса «Серебряные нити». Бесплатно принимает заявки и конкурс интранет-проектов RiAwards.

Стоимость участия в остальных конкурсах — от 5 до 50 тысяч рублей за одну заявку.

«Конкурс корпоративных СМИ «МедиаЛидер» интересен в первую очередь широтой номинаций — их 19. И в каждом — три призовых места. Помимо СМИ для сотрудников, мы оцениваем и СМИ для клиентов. Есть уникальные номинации, которых нет в других конкурсах, — лучшие медиа корпоративных, государственных и муниципальных структур. Отдельный приз ждет также лучшее студенческое СМИ.

Конкурс международный, то есть мы принимаем заявки от участников не только из России, но и из ближнего зарубежья.

Участвовать в конкурсе важно, потому что это возможность не только выиграть одну из 56 наград (три призовых места в 19 номинациях), но и показать свои работы коллегам по цеху и всему профессиональному сообществу, получить рекомендации экспертов, оценку зрителей и продемонстрировать своему руководству, что ваша работа высоко оценивается компетентным жюри».

Тимур Асланов
главный редактор журнала «Пресс-служба», организатор и председатель жюри конкурса корпоративных СМИ «Медиалидер»

2. Можно ли гарантировать призовое место и как увеличить шансы на победу?

Это достаточно частый комментарий от компаний: «Мы участвуем только в тех конкурсах, где можно гарантированно победить». Э-э-э… Ну, попробуйте задать вопрос организаторам или «договориться с ними»... Всегда лучше проанализировать информацию и просчитать шансы:

  • Вероятнее рассчитывать на победу и призовые места в специализированных конкурсах, где участвуют такие же корпоративные медийные проекты, как ваш, а не комплексные коммуникационные проекты. С этой точки зрения правильнее выбрать конкурсы «Лучшее корпоративное медиа» АКМР, «МедиаЛидер», «Серебряные нити», для диджитал-проектов — «АКМР-digital» и RIawards, для бренд-медиа — «Апостол» (этот совершенно новый конкурс в нынешнем году пройдет впервые).
  • Всегда больше шансов на победу в конкурсе, если кроме первичного отбора проектов в шорт-лист есть вторая отборочная процедура — открытая защита проектов. Там вы сможете презентовать свое детище членам жюри, посмотреть на их реакцию, ответить на вопросы, привести дополнительные аргументы. Открытую защиту проектов практикуют конкурсы «Серебряный лучник», InterComm, «Лучшее корпоративное медиа» и DigitalAwards АКМР, «КонТЭКст», RIawards.
  • На конкурсы стоит подавать новые или недавно перезапущенные медиапроекты, в которых есть действительно уникальное решение (вы же анализируете проекты конкурентов, правда?), медиа с очень высокими показателями эффективности (и тут в ход идут опросы, замеры, метрики — любые данные, доказывающие, что проект решил поставленные бизнесом задачи).
  • Важно внимательно изучить условия участия и номинации конкурса, критерии оценки, проанализировать свой проект и подавать его в точном соответствии с требованиями номинации.

Есть конкурс «Серебряный лучник», в котором специальная номинация — «Внутрикорпоративные коммуникации и корпоративные медиа». За эти годы всего четыре раза корпоративные медиа выходили в шорт-лист — и ни разу ни один из медийных проектов не одержал победу. Когда это, наконец, случится — наверное, победитель поставит ящик коньяка председателю попечительского совета конкурса Игорю Писарскому. Видимо, причина неудач проектов в этой номинации в том, что корпоративные медиа на фоне глобальных коммуникационных проектов «Лучника» представляются членам жюри слишком мелкими и проходными. Чтобы победить, очевидно, надо презентовать медиа как часть проекта по реализации бизнес-задач компании. А значит, надо показывать, какие проблемы были на старте и как медиа помогло эти проблемы решить… Ждем — может быть, такой проект появится в «Лучнике» уже в будущем сезоне?

«Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» имеет 10 проектных номинаций, одна из них — «Внутрикорпоративные коммуникации и корпоративные медиа». В этой номинации корпоративные медиа рассматриваются как инструмент развития внутрикорпоративных коммуникаций. Как правило, на конкурс представляется проект, в котором медиа играют главную роль в решении задачи. Эксперты оценивают эффективность комплекса предпринятых усилий, а не отдельное виртуозное профессиональное исполнение: рубрикатор, верстку, фактологическую точность, регулярность выхода и др.

В этой номинации традиционно высокая конкуренция. Подготовить проект на конкурс довольно сложно. Надо сделать описание в соответствии с разделами: проблематика, целевые аудитории, цели и задачи, коммуникационная стратегия, тактика и креативные решения, практические действия, результаты и достижения.

Это трудоемкая работа, требующая анализа и глубокого осмысления. На данном этапе к подготовке подключается вся команда проекта. Независимо от итогов конкурса, работа над заявкой дает возможность профессионального роста. Успешный проект включается в книгу «50 лучших проектов» и навсегда становится образцом, примером лучших практик, на котором можно постигать искусство коммуникаций новым поколениям специалистов».

Надежда Явдолюк
Исполнительный директор Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник»

Больше шансов на победу у проектов, которые заявляются на совсем новые номинации или новые конкурсы.

Например, упоминавшийся выше «Апостол» или новые медийные номинации InterComm.

Международная премия в сфере корпоративных коммуникаций InterComm еще в 2020 году учредила номинацию «Медиа». Она увеличила шансы на победу именно для корпоративных и бренд-медиа. А вот в нынешнем сезоне на InterComm медийных номинаций стало две.

«Два года номинация «Медиа» собирала лучшие проекты компаний, и в 2022 году их оказалось почти 30! Снова конкуренция была неоднозначной: проекты в формате так называемых новых медиа — ТГ-каналы, подкасты и особенно большие экосистемы — вызывали больше симпатии и интереса членов жюри, чем традиционные газеты и журналы. Поэтому в нынешнем сезоне мы разделили эту номинацию на «Классику медиа» и «Новые медиа».

Константин Юшин
креативный директор коммуникационной группы «МедиаЛайн», куратор номинации «Медиа» премии InterComm

Хорошо помогает в поиске дополнительных шансов на выход в финал внимательное изучение состава жюри конкурсов. Там могут оказаться персоны, требования и вкусы которых вам хорошо известны… Ну, или есть возможность до подачи заявки эти подробности узнать. Так, премия InterComm, к примеру, за два месяца до окончания приема заявок проводит серию брифингов с членами жюри, на которых номинанты могут задать все интересующие их вопросы.

3. Как правильно подойти к выбору конкурса?

Все, как всегда, зависит от задач.

Если вы хотите показать свой проект как одно из медиа среди других медиа, решающих в компании схожие бизнес-задачи, — идите на специализированный конкурс, где оцениваются корпоративные газеты, журналы, их дизайн, обложки и фото, инфографика, где соревнуются сайты, мобильные приложения, социальные сети и интранеты. Вас ждут на конкурсах АКМР, «МедиаЛидер», «Серебряные нити», Riawards.

Если ваши амбиции простираются дальше и вы хотите показать свой медиапроект как инструмент для решения бизнес-задач компании (возможно, даже в комплексе с другими инструментами) — тогда вам стоит подаваться в номинацию «Корпоративные медиа» конкурсов и премий, которые оценивают коммуникационные проекты: «Серебряный Лучник», InterComm, Proba Awards, Eventiada, «Пресс-служба года».

На отраслевых коммуникационных конкурсах также оценивают достижения компаний в корпоративных медиа: например, на конкурсе коммуникаций в сфере энергетики «КонТЭКст» есть несколько номинаций, посвященных именно корпоративным медиа.

«Eventiada IPRA GWA подводит коммуникационные итоги года в России, странах СНГ, Восточной Европе и Средней Азии, поскольку является крупнейшей коммуникационной премией в этом регионе.

Премия является частью IPRA GWA — глобального конкурса, проводимого с 1990 года Международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA), крупнейшей международной PR-ассоциацией, организованной в 1955 году, а с 1984 года сотрудничающей с ООН. При этом Eventiada IPRA GWA входит в программу IPRA по поддержке Целей устойчивого развития ООН.

В список номинаций премии включены номинации, поддерживающие Цели устойчивого развития ООН. Для участников из России также очень важно, что Eventiada IPRA GWA входит в высший Grade (А) национального рейтинга коммуникационных компаний НР2К, что дает значительное преимущество для победителей».

Николай Обрезков
Директор по стратегии Eventiada IPRA GWA, КГ «Орта»

4. Можно ли быть уверенным в прозрачности голосования и решений членов жюри? Или все субъективно?

Ходит много разговоров (по поводу практически любой премии и каждый год), что в шорт-листе или в числе победителей оказываются проекты, не очень достойные награды. И напротив, отличные проекты даже не доходят до шорт-листа. Это связано в том числе с тем, что в составе жюри конкурсов достаточно много экспертов, и у каждого свой взгляд на качество и эффективность проектов, в результате чего общая оценка получается зачастую неожиданной.

Также оценка может показаться недостаточно объективной, когда в одном потоке оцениваются проекты компаний, находящихся в разных «весовых категориях». Например, студенческие проекты, проекты государственных компаний лучше оценивать отдельно от проектов коммерческих компаний (и многие конкурсы уже пришли к такому решению). Проекты малых компаний (с небольшими бюджетами), оказавшись в одной номинации с отраслевыми лидерами (с большими финансовыми возможностями), могут быть суперкреативными и уникальными, но проиграть с точки зрения масштабов. Именно по этой причине стоит отдельно оценивать проекты компаний с численностью сотрудников до 1000 человек и более 1000, к чему также премии начинают постепенно приходить.

В тех конкурсах, где предусмотрена открытая защита проектов (InterComm, «Серебряный Лучник», конкурсы АКМР), выступление лидера с презентацией может оказаться настолько ярким, что может вывести в победители проект, который с точки зрения заявки казался более слабым по сравнению с другими финалистами.

Для повышения объективности оценки организационные комитеты конкурсов каждый год стараются совершенствовать систему подачи и оценки заявок:

  • четко прописывают критерии, по которым будут оцениваться проекты, дают рекомендации по подготовке презентации проектов, размещают на своих сайтах и в соцсетях ответы на часто задаваемые вопросы (у премии InterComm, например, есть специальная методичка для номинантов);
  • с запасом по времени планируют график приема заявок и их оценки, а также разумно распределяют проекты для голосования среди членов жюри с расчетом на то, чтобы у каждого из экспертов была возможность внимательно ознакомиться с заявками, посмотреть все прикрепленные презентации и дополнительные материалы;
  • распределяют проекты для голосования между членами жюри так, чтобы исключить заинтересованность экспертов;
  • распределяют проекты для голосования так, чтобы члены жюри оценивали те номинации и проекты, в которых уровень их экспертизы максимально высок по сравнению с другими;
  • в финале голосования устраивают общий сбор жюри для решения спорных ситуаций, когда сразу несколько проектов претендуют на победную статуэтку.

Хотя по-прежнему есть конкурсы, где все члены жюри голосуют за все проекты, и случается, что члену жюри за одни выходные приходится отсмотреть и оценить до 150 заявок… Вот уже точно в такой ситуации свою роль сыграет скорее случай, а не объективность оценки.

5. Хочется не только соревнования, но и новых знаний, нетворкинга с коллегами и потенциальными подрядчиками. Есть ли в конкурсах и премиях корпоративных медийных проектов образовательная составляющая?

Да, почти все конкурсы, кроме церемонии награждения победителей, проводят деловые мероприятия для участников.

В одних конкурсах открытая защита проектов превращается по сути в деловую конференцию, где все желающие могут послушать кейсы других финалистов, задать им вопросы, посмотреть на реакцию и вопросы членов жюри. В других, помимо открытой защиты проектов, предусмотрена тематическая конференция по теме конкурса.

Премия InterComm, например, проводит большое деловое шоу, посвященное трендам развития коммуникационной индустрии. И после окончания конференции награждает победителей премии (в 2023 году это случится 25 октября). АКМР также проводит конференцию «Роль корпоративных медиа в стратегическом управлении компанией». Riawards обычно предваряет образовательная конференция по трендам в развитии интранет-проектов. Подведение итогов Proba.Awards проходит как завершающее вечернее мероприятие первого дня Baltic PR Weekend — традиционной осенней встречи лучших пиарщиков в городе на Неве, при этом по контенту премия никак не связана с конференцией.

Большинство деловых мероприятий, приуроченных к церемонии награждения победителей конкурсов корпоративных медийных проектов, являются платными, вам выставят за участие в них отдельный счет — это помимо счета за подачу заявки на конкурс.

«Конкурс АКМР «Лучшее корпоративное медиа России» дал старт развитию рынка корпоративных медиа в РФ. Первое крупное мероприятие прошло в 2001 году, а официально конкурс проводится 19 лет, с 2004 года, со времени основания ассоциации, когда несколько лет АКМР параллельно проводила семинары и конференции по корпоративным СМИ от целей создания, регистрации, дизайна, подбора персонала до размещения рекламы и создания систем корпоративных СМИ крупнейших компаний.

Поскольку преимущества АКМР в том, что ассоциация работает со всем медийным рынком России, а также с крупнейшими корпорациями, ведущими коммуникационными и издательскими агентствами, то она имеет максимальный медийный и персональный профессиональный охват и возможность влиять на развитие и статус медиа и их руководителей внутри компаний, а также вливать новых участников в профессиональное комьюнити.

Конкурс развивался и развивается вместе с медиарынком и охватывает своими номинациями все направления работы корпоративных медиа — как печатных, так и электронных, включая персональные номинации лучшего издателя и главного редактора корпоративных медиа, а это порядка 60 номинаций. Жюри постоянно обновляется, участвуют более 70 человек — профи медийного и корпоративного рынков».

Екатерина Коляда
Член Наблюдательного совета при Правлении АКМР, директор Премии «Медиа-Менеджер России»

6. Дорог не только приз, но и участие. Как организована церемония награждения лауреатов и победителей конкурсов?

Тут представлено все многообразие возможностей — по качеству (и количеству) памятных плакеток и статуэток победителям, уровню организационной подготовки мероприятия, торжественности и фешенебельности площадки.

Например, если вам повезет и вы с вашим корпоративным медийным проектом станете победителем «Серебряного Лучника», на торжественную церемонию награждения вас пригласят в ресторан «Метрополь», где за роскошным ужином в окружении звезд коммуникационной индустрии вам вручат заветную статуэтку. Эта награда — своего рода «Оскар» отрасли.

Традиции вручать премию Proba.Awards в пространстве главного штаба Эрмитажа организаторы изменили только во время пандемии. Надеемся, что традиция все же вернется, ведь много лет премия — и в том числе награда в номинации «Корпоративные медиа» — вручалась в прекрасном пространстве Атриума главного штаба, открывали церемонию обычно CEO агентства SPN Андрей Баранников и топ-менеджеры Государственного Эрмитажа… Очень красиво, торжественно, музыкально и вкусно (да-да, банкет после церемонии всегда прекрасен).

В интересных деловых пространствах проходят церемонии награждения премий InterComm и Eventiada. В 2020 году InterComm, например, вручал свои награды в башне Mercury «Москва-Сити», а в 2021 и 2022 годах — в специально отстроенных и декорированных лофт-пространствах. Eventiada обычно вручает награды в пресс-центре агентства МИА «Сегодня».

Специализированные конкурсы, в которых оцениваются только корпоративные медийные проекты, обычно проходят в гораздо более демократичных ивент-пространствах, и — надо признать — некоторые грешат слабой организацией действа. Потерять или перепутать плакетку победителя, допустить ошибки в написании имен и названий компаний — привычное дело! Церемония награждения с несколькими десятками номинаций обычно затягивается на несколько часов, и тогда к концу награждения в зале остаются только самые стойкие…

Вообще, чем больше в премии номинаций, тем большее число участников получают награды, практически никто не уходит с церемонии без своего приза. С одной стороны, приятно поучаствовать в конкурсе и получить хоть что-то, даже не с самым сильным и эффективным проектом. С другой — при слишком большом числе призеров и победителей нивелируется ценность участия и победы, у авторов реально сильных проектов закрадываются сомнения в качестве судейства, и имидж самой премии оказывается под обстрелом негативных комментариев и оценок.

«PROBA Awards — важнейшее событие, объединяющее ведущих профессионалов в области маркетинга, рекламы и связи с общественностью. Основные задачи конкурса — развитие сферы профессиональных коммуникаций и поиск лучших среди специалистов и проектов в отрасли. Премии уже 24 года, и она не только зарекомендовала себя как главная награда в области развития связей с общественностью, но и прошла проверку временем.

Отличие простое: другой такой в России в этом сегменте просто нет. PROBA сочетает в себе и признание лучших проектов среди российских экспертов в области коммуникаций, и поддержку и признание зарубежными профессионалами — практически 20 лет премия существовала при поддержке ведущих международных отраслевых ассоциаций: сначала IPRA, затем ICCO. А в этом году в составе жюри работают международные эксперты в области устойчивого развития: Ральф Джексон, Джилл Колдер, Рон Локк.

Другая отличительная особенность и критерий, почему стоит участвовать в PROBA, — это ее умение шагать в ногу со временем. Оргкомитет ежегодно исследует коммуникационное поле на важные и актуальные темы и кейсы и исходя из этого трансформирует перечень номинаций премии. Так, например, в этом году у нас появились номинации «Устойчивое развитие» и «Стоп-COVID». Это дает возможность многим компаниям заявить о своих важных и неординарных проектах, которые они не везде могут представить, и получить экспертную оценку профессионального сообщества.

И наверное, будет неправильно, если мы не упомянем еще один важный момент: PROBA — это история про нетворкинг. То, что награждение победителей премии проходит в рамках международного форума по коммуникациям Baltic Weekend, позволяет участникам конкурса вживую познакомиться и пообщаться с коллегами по отрасли — что в наше время редкость, поэтому так ценно».

Анна Бушланова
Экс-руководитель PROBA Awards, экс-продюсер Baltic Weekend

7. Стоит ли тратить время и силы на участие в конкурсах корпоративных медиапроектов — кто кроме авторов, редакторов, «местечковой» команды сможет оценить важность победы или диплома за призовое место?

Участие в профессиональных конкурсах очень мотивирует и команду, работающую над проектом, и топ-менеджеров компаний, принимающих решение о выделении бюджетов на эти проекты:

  • подготовка к конкурсу или премии — всегда возможность проанализировать все сильные стороны своего проекта и показать их профессиональному сообществу;
  • защита проекта — это и испытание, и проверка команды на умение доказать правильность выбранного формата, зрелость подходов к подготовке контентных материалов и визуальных решений;
  • полезно во время конкурсных процедур и на торжественной церемонии награждения победителей оценить свой проект и свою команду в сравнении с другими интересными продуктами в сфере корпоративных медиа;
  • победы и призовые места в профессиональных конкурсах — это и дополнительное очко к выполнению KPI подразделения, и еще один аргумент для руководства в защите бюджета на развитие проекта;
  • ваш приз, наградная плакетка станут приятным дополнением в копилку корпоративных наград, которые во многих компаниях украшают шкафы приемных топ-менеджеров и служат для них поводом гордиться своей командой.

«Наша компания старается участвовать во всех возможных конкурсах, где оцениваются корпоративные медийные продукты. И мы точечно подбираем каждому из проектов, которые помогаем реализовывать нашим клиентам, подходящий в том или ином случае конкурс. Ведь у каждого из них — свои особенности.

В конкурсах «Пресс-служба года» и «МедиаЛидер» ценны возможность участия и представленность проектов из очень большого числа регионов России, а также здесь много студенческих проектов и проектов государственных компаний. В «Серебряных нитях» перед Большим национальным конкурсом проходят региональные смотры корпоративных медиа, которые оценивают представители региональных медиа- и PR-агентств. Для участников конкурса интранет-проектов Riawards организаторы открывают дополнительные возможности для представления своих проектов на престижных международных конкурсах. На «Лучшее корпоративное медиа» от АКМР есть две очень ценные, на мой взгляд, персональные номинации: «Лучший редактор корпоративных медиа» и «Лучший молодой редактор корпоративных медиа — восходящая звезда». Премия InterComm в нынешнем году сразу две номинации посвящает корпоративным и бренд-медиа . Главные преимущества подачи проектов на большие конкурсы коммуникационных проектов — Proba, Eventiada, «Серебряный Лучник», даже если перспективы взять награду здесь не очень высоки, в том, чтобы показать роль корпоративных медиа в комплексных проектах и в решении ключевых бизнес-задач компании».

Лариса Рудакова
президент коммуникационной группы «МедиаЛайн»
Премия Кто учредитель Сколько лет проводится Количество номинаций, из них – по корпоративным медиа Сроки проведения в 2023 Стоимость участия
Proba awards spn communication 23 12 21 сентября 18 000 - 36 000
Серебряный лучник РАСО, ТПП РФ 26 лет 17 1 - 3 марта 10 000 - 50 000
Медиалидер Имидж- медиа 6 лет 19 2 декабря бесплатно
Пресс-служба года журнал «Пресс-служба» 15 лет 17 26 мая бесплатно
Серебряные нити Академия коммуникации и информации 10 лет 31 ноябрь 7 400
InterComm Медиапортал InterComm.media 14 лет 17 Подача заявок до 25 сентября 15 990 - 19 990
RIAwards Ривелти. Издание об интранете, корпоративном ТВ и диджитал-каналах внутренних коммуникаций 7 лет 6 6 апреля бесплатно
АКМР Лучшее корпоративное медиа АКМР 2 года 25 1 сентября - 14 апреля 13 500 - 18 500
АКМР Digital communication awards АКМР 4 года 30 20 марта 20 000 - 30 000
АКМР Digital communication awards АКМР 4 года 53 21 февраля 16 000 - 25 000
КонТЭКст Комитета по коммуникациям в ТЭК Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) 14 лет 27 осень 19 900 - 29 900
Апостол adpass.ru 1 год 44 июнь 8 000 - 16 000
Справочная таблица
Добавить в избранное:

Комментарии

Написать