17 мая 2024

Тренды корпоративных музеев

300
0

Помните времена детства, когда при одном только упоминании слова «музей» хотелось сбежать с экскурсии ? Всё в стенах  какого-нибудь краеведческого или любого другого музея казалось скучным, покрытым “пылью веков”, а от скитания по длинным залам клонило в сон и хотелось поскорее выйти на улицу.  А еще и экспонаты нельзя было трогать руками - где уж тут поиграть! 

Эти времена давно прошли, большинство современных музеев вовлекают своих посетителей классным сторителлингом, необычно собранными экспонатами, всевозможными интерактивами .  И достойное место среди самых интересных региональных и даже столичных музеев занимают… корпоративные музеи.  

Корпоративный музей сегодня – это прекрасный инструмент корпоративных коммуникаций. Это и про прошлое, и про настоящее, и про будущее предприятия. И это реально отличный инструмент для коммуникаций на разные аудитории компании – её сотрудников, нынешних и будущих, их семьи, их друзей и близких, живущих в одном с ними городе, на ветеранов, партнеров, гостей компании. Музей хранит историю, обучает, развивает, мотивирует, даёт перспективу... Сегодня многие компании, понимая это, серьёзно вкладываются в технологическое обустройство корпоративных музеев, в восстановление по крупицам истории и артефактов бренда, в проектирование в самых современных форматах его будущего. Я лично за последние несколько месяцев  побывала в 5 корпоративных музеях, и мои эмоции не менее сильные, чем те, которые охватывают после визитов в обычные музеи.

Лариса Рудакова
Президент коммуникационной группы «МедиаЛайн», лидер проекта InterComm

Какие тренды сейчас актуальны для корпоративных музеев и в какие из них  обязательно стоит заглянуть? Команда InterComm побеседовала с экспертами – Иваном Гринько и Натальей Нечаевой – и собрала для вас самые актуальные тренды из этой сферы.

Корпоративные музеи сегодня  объединяют целые поколения сотрудников предприятий. Они выступают в роли прекрасных профориентационных площадок (что, в свою очередь, отличает их от государственных музеев). Они рассказывают об истории предприятия, что помогает сотрудникам обрести чувство гордости за место, где они работают.

Наталья Нечаева
Директор Национальной премии «Корпоративный музей» и Всероссийского конкурса «Корпоративный календарь»

Главный тренд, на мой взгляд, заключается в том, что корпоративные музеи пытаются выйти из тени и, несмотря на то, что “настоящие музеи” относятся к ним несколько снисходительно, пытаются заявить о себе, показать себя.

Иван Гринько
Доктор исторических наук, CEO (Школа прикладной музеологии), главный научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования (МГПУ), консультант по туризму «МОСГОРТУР»

Другие тренды в сфере корпоративных музеев, по мнению Ивана Гринько:

  • Интеграция мультимедийных технологий в экспозиции;
  • Попытки интегрирования корпоративного музея в стратегию развития компании (музей больше не является складом ненужных вещей). Вместо этого — музей становится тем местом, где компания не столько рассказывает про прошлое, сколько пытается спроектировать свое будущее;
  • Интеграция музея в систему корпоративной культуры и профориентации (данный тренд обусловлен «общей ситуацией на рынке труда», поскольку очень сильные объективные трудности с набором персонала, с его лояльностью). 

Как корпоративные музеи пришли в Россию?

С 24 января 1709 года существует указ Петра I о создании модели – “камора”. Что это такое? Это специальное хранилище корабельных моделей, чертежей, инструментов, необходимых для проектирования новых кораблей, а также для подготовки моряков и корабельных мастеров. На пять лет это событие опередило официальную дату, принятую сейчас в стране, государственного музея, первого музея в России – Кунсткамеры.  Мы можем совершенно точно утверждать, что первый музей в России был корпоративным.

Наталья Нечаева
Директор Национальной премии «Корпоративный музей» и Всероссийского конкурса «Корпоративный календарь»

В современной России профориентационную деятельность, в которую вложил Пётр 1, продолжил Президент Российской Федерации – Владимир Путин. В своем послании Федеральному собранию он призвал  активно знакомить школьников с музеями и предприятиями, проводить промышленные маршруты по предприятиям и включить эту работу в один из важнейших национальных проектов страны – «Кадры».

Эксперты в области корпоративных музеев – Иван Гринько и Наталья Нечаева – рекомендуют к посещению следующие музеи:

  • Музей «Российских Железных Дорог»: он  не совсем корпоративный, именно в плане контента, но очень интересный
  • Музей «ГОЗНАК – музей истории денег»: они вместе с музеем РЖД у нас являются, наверное  одними из главных застрельщиков в сфере корпоративного музейного дела во всех аспектах (исследовательская, выставочная, издательская деятельность)
  • Музей Московского метрополитена: здесь особенного внимания заслуживает ветвь работы с развитием своего персонала
  • Музейно-выставочный центр «Апатит» – это корпоративный музей кировского филиала «Апатит», Фосагро, Мурманская область, город Кировск
  • Музейный комплекс «Северская домна» – Северский трубный завод, ПАО «ТМК», Свердловская область, город Полевской
  • Музей истории Пермского моторостроения в  АО «ОДК – Пермские моторы» в Перми
  • Корпоративный музей «Брянский машиностроительный завод» – входит в Группу компаний «ТМХ»
  • Музейный исторический комплекс «Абрау-Дюрсо» – Краснодарский край, Новороссийск
  • Музей истории «ВДНХ»

Коллеги, в завершение обсуждения темы корпоративных музеев напоминаем, что 22 мая мы ждём вас на ежемесячной встрече сообщества InterComm: на InterComm Club, который в этот раз пройдёт на базе Еврейского музея и Центра толерантности, где обсуди очень резонансную для многих тему — токсичные корпоративные культуры.  Узнать подробнее и зарегистрироваться можно здесь.

Добавить в избранное:

Комментарии

Написать