Как говорят члены жюри , это была одна из самых непростых номинаций премии INTERCOMM_2021. «Мастер коммуникаций» — кто достоин носить такое высокое звание? Какими качествами должен обладать этот человек? Какие ценности у него должны быть в приоритете, каким инструментам он должен отдавать предпочтение? Может ли за это звание конкурировать амбициозный, но пока со скромным опытом и стажем внутриком, или оно исключительно для заслуженных, опытных, может быть солидных по возрасту спецов в коммуникациях? Мнение жюри разделилось — и было решено победителей в этой номинации в 2021 году не выбирать.
«Эта номинация присутствует в структуре нашей премии уже третий год подряд. Но в этот раз у нас не сложился пул победителей. Мы решили вручить лишь один специальный приз — за высокий профессионализм и эффективность наградили Светлану Першину — экс-директора департамента коммуникаций и информационной политики ГК «Локотех». Но участие остальных номинантов в борьбе за звание «Мастер» мы тоже считаем не напрасным. Ошибки и проигрыши закаляют, делают сильнее, закладывают фундамент будущих побед».
Редакция InterComm.media решила рассказать широкой публике, какие интересные персоны принимали участие в номинации «Мастер коммуникаций». Сегодня мы публикуем, не упоминая имен авторов, должностей, названия компаний и регионы, творческие эссе претендентов. Это поистине уникальные признания в любви к профессии. Ещё «секреты мастерства» и полезные лайфхаки.
Предлагаем вам поучаствовать в «голосовании после победы»: напишите в комментариях, какая позиция и подход к профессии вам ближе, согласны вы или не согласны с номинантами, может что-то вам захочется дополнить или наоборот, «вычеркнуть». Начнём?
«В самом начале моё представление о важности внутренних коммуникаций было весьма размытым. На тот момент в целом и для рынка, на котором я работаю, это было малоизвестным направлением. Работая над каждым социально-значимым проектом, я стала определять внутренние и внешние коммуникации в области управления человеческими ресурсами как основную профессиональную сферу деятельности.
Удивительно получается! Находясь на стыке двух сфер деятельностей — PR и HR — я нашла то, что люблю, то, что меня вдохновляет, то, что даёт возможность реализовать себя.
Почему именно коммуникации в HR? В эпоху изменений, которую мы сейчас наблюдаем, самое главное — это люди. Процессы и технологии также важны, но в центре всего стоит — человек. Компании ищут и сами «взращивают» таланты. В этой борьбе создаются условия для благополучия сотрудников и их комфортной работы. Правильно выстроенные коммуникации позволяют организациям транслировать привлекательный имидж работодателя. Удерживать лучших. Привлекать лучших. И вместе добиваться успеха на рынке.
Возможность внести свой вклад в реализацию этих задач. Вот мой ответ на вопрос — «Почему мне нравится заниматься корпоративными коммуникациями?». И если говорить на языке сленга, то во всём этом я вижу «драйв». Меня эти темы заряжают и вдохновляют на новые творческие инициативы.
На данный момент я принимаю сложное, но в то же время осознанное решение: завершить проектную деятельность. Сфокусироваться на задачах одной компании. Внедрить такую систему внутренних коммуникации, которая позволит вовлечь большие массы сотрудников. Организовать такую программу благополучия сотрудников, которая сформирует привлекательный HR-бренд. В этом направлении я вижу своё профессиональное развитие на ближайшие периоды. Благодарю и ценю учителей. Принимаю новые вызовы и задачи!»
Первые два правила легко выполнить, если молодой специалист «заряжен» будущей профессией. У него «горят глаза», он жаждет новых знаний и отработки навыков. А креативность можно наработать посредством «насмотренности» и творческого подхода к поставленным задачам.
«Для меня корпоративные коммуникации и корпоративная культура — это не учтённые на балансе компании самые ценные нематериальные активы, при правильном подходе, способные творить чудеса. Успех любого дела — в семье, спортивной команде, компании или армии — зависит от качества взаимодействия его участников. Именно единое понимание общей цели, инструментов, ресурсов её достижения, сроков и ожидаемых друг от друга результатов является основой успеха.
Качественные корпоративные коммуникации — это бизнес-категория, влияющая на эффективность и развитие дела. Живая циркуляция информации, идей и мнений в организме компании, позволяет создать здоровый коллектив, способный на развитие и генерацию прорывных проектов.
Я убежден, что главным героем в коммуникациях выступает личность человека. Почему сотрудник, клиент или партнер — центральная фигура? Зачем им уделять много внимания, подпитывать их знаниями и информацией, и тем более учитывать их настроения? Ответив на эти вопросы, мы придём к очень важным для бизнеса выводам.
Самым ключевым объектом управления в компании являются не продажи, бизнес-проекты, финансы или IT-программы и т.д., а человек. Ведь развитием этих направлений занимаются конкретные люди. Именно людьми нужно правильно управлять, чтобы всё остальное хорошо работало. Задача руководителей — через корпоративные коммуникации позитивно влиять на настроения людей посредством большой идеи, вдохновляющей миссии и ценностей. Человеку необходимо ощущать себя частью чего-то важного и большого. Сотрудник должен понимать, что он может внести свой личный вклад в общее дело. Он должен чувствовать, что от его действий «колёса компании» ускоряются и набирают обороты. Тогда он раскроет себя на 100 % для общего дела и приложит максимум усилий, чтобы достичь экстраординарных результатов. Каждый сотрудник, клиент или партнёр может предложить уникальную идею, благодаря которой вы сможете дотянуться до небес.
Многие руководители напрасно недооценивают влияние корпоративной культуры и внутренних коммуникаций на развитие бизнеса. Опыт ведущих мировых компаний показывает, что системное развитие корпоративной культуры повышает прибыль компании на 30 % в год. Развитие корпоративной культуры — это про бизнес и стратегию. Это развитие бизнес-культуры в коллективе для получения максимальной прибыли. Это вопрос повышения эффективности труда сотрудников и их взаимодействия через внутренние коммуникации, позитивные цели и ценности. Это про управление настроением и ожиданиями людей, которые хотят здоровых отношений, ясных задач, справедливых правил, признания заслуг, развития и уверенности в будущем. Это про эффективность бизнеса на единицу персонала. Только дальновидные лидеры инвестируют в развитие деловой культуры.
Сегодня Наполеон Бонапарт сказал бы: кто не хочет кормить своих сотрудников, будет кормить сотрудников конкурентов. Сильная позитивная культура может повысить вовлечённость сотрудников на 30 %, что приведет к увеличению операционного дохода на 19 % и росту прибыли на 28 % (Исследование компании PeopleSpark). Выбор всегда за нами.
Лидер формирует ядро команды, которая оказывает прямое воздействие на всех сотрудников компании. Все топ-менеджеры каждый день влияют на желание сотрудников работать, показывать высокие результаты и инициировать прорывные идеи для развития бизнеса. Это они ежедневно настраивают все внутренние механизмы компании. Это они создают и влияют на настроение коллектива. Члены команды являются продолжением управленческой воли лидера и главными исполнителями принятых решений. Поэтому лидеру важно сформировать профессиональную команду лидеров, которая продолжит создание своих команд в структуре компании. Лидеру стоит позаботиться о том, какими методами и ценностями его команда будет взаимодействовать друг с другом и управлять коллективом.
Успешные компании отказались от культуры страха, закрытых ртов и статусных иерархий. Они не хотят платить безмолвным и безынициативным зомби. Ведущие корпорации хотят видеть в своих командах живых, позитивных, инициативных и творческих людей. Они культивируют ценности честности, ответственности, развития, открытости, креатива и идей, внедряют культуру проб и ошибок. Всё это для того, чтобы бизнес процветал. Но главная ценность в бизнесе — это доверие. Доверие экономит энергию людей, экономит деньги, время и нервы. Поэтому умные компании «прокачивают» именно доверие. Доверие, как цемент, скрепляет кирпичи-личностей в одну мощную команду, на которую можно опереться. Развитая корпоративная культура — это конкурентное преимущество. Вот так на фундаменте позитивной бизнес культуры поднимаются прочные стены небоскребов великих компаний».
«Мы много раз слышали фразу «отношения — это работа». Чтобы построить качественные, устойчивые отношения необходимо прикладывать усилия. Я убеждена и в силе обратной формулировки: «Работа — это отношения». Отношения внутри команды и с руководителем, отношения к бренду и обязанностям, отношения между подразделениями и личные отношения. Бизнес — это результаты, прибыли, рост, которые обеспечиваются отношениями. Чтобы построить сеть успешных отношений между всеми участниками процесса — сотрудниками, партнёрами, потребителями, общественностью — и нужны коммуникации. Мы призваны расширять, укреплять и насыщать отношения внутри и вовне компании.
Коммуникации хороши тем, что они есть всегда, вне зависимости от того, признаём мы их важность или нет. И особенно они сильны тогда, когда ими осознанно управляют. В этом случае они почти гарантированно принесут и удовлетворённость участникам, и результаты заказчику.
Мой опыт в маркетинге, в журналистике, в PR, во внутренних коммуникациях, в Socials и коммуникациях работодателя дал мне осознать: отношения строятся на понятных и очевидных правилах. Честность, желание слышать и желание отдавать гарантируют долгую, красивую историю. Закрытость, жадность, желание забирать — не принесут ничего хорошего.
Однажды мы с командой делали большое деловое мероприятие в стиле TED. Это было в крупной телекоммуникационной компании, где мы разрабатывали ценности, меняли командные установки, принимали и доносили новые поведенческие правила. Во время неофициальной части ко мне подошла IT-специалист, со дня основания работающая в компании, не слишком общительная, никогда не принимающая активного участия в жизни компании. Подошла сказать, что с появлением моей команды в компании появилась душа. И это, пожалуй, наивысшая оценка моей работы.
Мне нравится заниматься коммуникациями, потому что правильно выстроенная система коммуникаций помогает строить отношения, быть в них честными и открытыми. Они помогают всем участникам контакта добиваться успеха и наполняют корпоративный мир смыслами и человечностью».
«Несмотря на то, что последние годы я привык просчитывать и выверять каждый свой шаг, так чтобы в конечном итоге любое моё действие приводило к желаемому результату, я не всегда умел мыслить стратегически. Свою будущую профессию я выбрал спонтанно и интуитивно, когда мне было 16 лет, опираясь только на результаты экзаменов и предположение, что сфера связей с общественностью будет процветать в ближайшие годы. Мои родители с детства настаивали на изучении иностранных языков, поэтому я и поступил на эту модную специальность в лингвистический университет. Так вышло, что декан нашего факультета сразу разглядел во мне талантливого менеджера по коммуникациям, и моя судьба была практически решена. Спустя четыре года обучения и шесть лет работы, я могу с уверенностью сказать, что не пожалел о выборе профессии, и совершенно точно знаю, за что люблю свою работу.
Я могу влиять на все функции бизнеса, иметь серьёзное влияние на деятельность других коллег. Например, с помощью внутренних коммуникаций мы фактически управляем поведением людей — задаём тон корректного общения и определяем, каким образом приемлемо взаимодействовать внутри коллектива и контактировать с людьми вне компании. Более того, помогая коллегам коммуникационно сопровождать их деятельность, мы нередко невольно влияем на эту самую деятельность. Довольно часто мне приходилось описывать и доводить до общественности процессы той или иной функции, и поскольку нужно было анализировать обязанности практически всех коллег, я мог смотреть на это системно и порой замечал несогласованность — таким образом с помощью коммуникаций решалась проблема в процессах, и противоречия устранялись.
Я могу общаться с людьми разных профессий, оказывая поддержку каждой функции бизнеса. А значит мы имеем возможность рисовать их портрет, понимать их потребности, видеть разногласия, решать эти проблемы и объединять вокруг одной цели. Я бы назвал нашу функцию связующим звеном, и грамотное управление коммуникациями помогает организму функционировать в здоровом состоянии. Именно эта позиция и помогает знать так много о людях, их деятельности, занятиях, увлечениях и живых проблемах. Порой мне кажется, что я смогу ответить на вопрос о задачах любого направления деятельности. И всё это только потому, что мне довелось готовить материалы и о финансах, и о производстве, и о правовом обеспечении, и о маркетинге, и о многом другом. А чтобы подготовить действительно качественный материал, нужно хорошо разбираться в самой деятельности.
У меня есть простор для творчества. Маркетинг, связи с общественностью, коммуникации – всё-таки для российской общественности даже эти базовые термины до сих пор, к сожалению, чужеродны. И не только для обычных людей, а порой даже для самих специалистов. Больше всего в моей профессии меня привлекает именно эта часть — преобразовать, систематизировать, расставить всё на свои места и дать новое понимание. Честно говоря, если бы всё было идеально в этом плане, то от меня не было бы пользы, а в данной ситуации я имею большой простор для творчества.
В заключении хочу сказать: я благодарен судьбе и своему неосознанному выбору профессии за то, что могу быть полезным. Многие люди взаимодействуют, говорят на одном языке, но никак не могут понять друг друга — а я приношу им частичку ясности и нереально от этого кайфую.
Завершая эссе, хочу добавить одну интересную мысль: в данной профессии оценка вашего руководителя практически ничего не значит. Эффективность работы менеджера по внутренним коммуникациям реально может оценить только клиент и сотрудник».