31 июля 2023

Дарим навыки: наставничество в благотворительности

1149
0

Автор

Светлана Хрущева
Автор INTERCOMM

Наставничество, или «помощь дружбой», как форма благотворительной деятельности становится всё более востребованным.

Это направление работы с воспитанниками детских домов является неотъемлемой частью комплексной программы подготовки детей-сирот к взрослой жизни наряду с профориентацией, социальной адаптацией и другими навыками, которые необходимы ребёнку для того, чтобы стать самостоятельным взрослым.

Суть наставничества

Наставничество возникло как направление благотворительной деятельности с целью научить детей выстраивать долгосрочные доверительные отношения.

В силу разных обстоятельств у воспитанников детских домов именно этот навык развит слабо или отсутствует, при том, что они легко выходят на первый контакт, но дальше теряются.

«Жизнь в детском доме — это вереница разных людей, неустойчивость, которая не даёт сформироваться навыку поддерживать длительные отношения: сегодня ты в одном детском доме, завтра могут взять в другой, воспитатели меняются. При этом навык очень важен для построения семьи, поиска друзей и социального поддерживающего окружения».

Наталья Петрова
Директор фонда «Дети наши»

Портрет потенциального наставника

Обычно это волонтёры, которые испытывают внутреннюю потребность помогать другим. Преимущественно — женщины, но встречаются и наставники-мужчины. Средний возраст наставника — от 35 лет, когда человек уже психологически зрелый и имеет достаточно обоснованную мотивацию. Чаще наставниками становятся люди, чьи дети уже выросли, а потребность делиться ресурсом ещё велика. Наставник для ребёнка становится старшим другом, советчиком, проводником во взрослый мир.

Для формирования навыка критично важно, чтобы общение было постоянным. Участие в проекте предполагает очные встречи каждые две недели и поддержание контакта онлайн по телефону или в мессенджерах. Зачастую пары «наставник — воспитанник» остаются друзьями на долгие годы уже после того, как ребёнок покидает детский дом.

Задача наставника в проекте — научить ребёнка выстраивать доверительные отношения, слушать, коммуницировать, развить эмпатию. Наставник — это человек, который искренне интересуется жизнью ребёнка, поддерживает его и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома.

Портрет подопечного

Подопечными становятся дети с 6-го класса. Участие в проекте добровольное как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого. Пары «наставник — подопечный» составляются психологом, который, зная особенности ребёнка, сумеет подобрать ему наиболее подходящего значимого взрослого. Общение всегда индивидуальное, то есть один ребёнок — один взрослый — залог того, что ребёнку будет достаточно внимания, а взрослому хватит ресурса.

При этом формат наставничества не предполагает дальнейшей передачи ребёнка под опеку наставника и отнюдь не синоним пути к усыновлению. Скорее наоборот, мотивация «не уверен, хочу ли усыновить ребёнка, поэтому решил начать с наставничества» является нежелательной.

Наставничество в разрезе корпоративного волонтёрства

Если компания в принципе заинтересована развивать благотворительность и КСО, то она выполняет, скорее, информационно-просветительскую миссию — приглашает представителей благотворительного фонда рассказать сотрудникам о таком направлении взаимодействия. И если после этого кто-то из сотрудников загорится идеей наставничества, он уже дальше идёт по своему личному пути, который не связан с компанией.

Как стать наставником?

Все, кто потенциально готов стать наставником, проходят процедуру глубокой диагностики: интервью, собеседование с психологом, медицинское обследование и двухдневный тренинг.

Если человек не подходит на роль наставника или пришёл с нежелательной мотивацией, ему могут отказать в участии в проекте. К мотивации помогать у потенциального наставника обязательно должен прилагаться временной ресурс, потому что даже добраться до детского дома обычно непросто: многие заведения находятся далеко от крупных городов.

Знакомство пары проходит под наблюдением психолога, который убеждается, что общение завязалось и всем комфортно. Психолог обязательно подключается, если в паре возникают какие-либо сложности, и сопровождает наставника и подопечного на протяжении всего цикла встреч.

Что даёт наставничество

Через такой формат благотворительности человек реализует потребность делать добро, отдавать свой ресурс, который потенциально вшит в природу каждого человека.

Способность выстраивать горизонтальные связи и поддерживать их — залог успешного общения: чем больше мы отдаём, тем более мы психологически устойчивы и благополучны как сообщество.

«Никто не может заставить человека творить добро, мы лишь можем дать возможность реализовать потребность делать добро. Отдавая ресурс, ты в то же время приобретаешь его, напитываешься сам».

Наталья Петрова
Директор фонда «Дети наши»
Добавить в избранное:

Комментарии

Написать