7 июля InterComm Club побывал в гостях у птички QIWI. Наш выбор площадки не был случайным — ведь QIWI является одной из самых известных IT компаний в России с горизонтальной структурой и гибкими практиками управления.
В QIWI признание и исправление ошибок официально задекларированы в корпоративной культуре. Чему еще стоит поучиться у коллег? Мы нашли как минимум 7 полезных практик.
Справочная информация:
QIWI – один из признанных лидеров финтеха в России и странах СНГ. В компании на сегодняшний день работает более 1600 человек.
QIWI изначально делает ставку на правильных или “фитовых” людей, которые:
Система найма в компании, организационные процессы и корпоративная культура QIWI настроены так, чтобы “фитовые” сотрудники были успешны и оставались здесь надолго. Ее ключевые принципы в QIWI привнес один из основателей компании Сергей Солонин.
В QIWI плоская структура, а внутренние заказчики приходят за сервисами напрямую к экспертам, а не к их руководителям. То есть задачи спускаются не сверху, а поступают напрямую от внутреннего клиента в так называемые сервисные узлы. При этом у заказчика всегда есть выбор: если коллегу не устраивает внутренний сервис, он может найти альтернативу вовне. Такой подход повышает скорость и улучшает качество работы.
Понятия “руководитель” и “директор” давно ушли из внутреннего обихода QIWI, уступив место более демократичному определению “менеджер”.
Сегодня в QIWI плоская структура и нет директоров*: есть менеджеры групп, отделов и дирекций. Основной принцип взаимодействия в компании - это равноправный диалог, когда любой сотрудник может отстоять свою точку зрения, а также обсудить свой проект с любым менеджером компании.
*обозначения “руководитель” и “директор” используется на конференциях и во внешних коммуникациях.
В QIWI каждый эксперт говорит и пишет о своих достижениях и новостях от первого лица. А еще в компании нет неудобных вопросов - любой из них можно задать, например, на эфире с CEO. Помимо эфиров есть и другие площадки для открытого общения - демо дни, телеграм канал, трансляции стратегии и результатов QIWI.
Для компании, где"нет биг-боссов"(руководителей, раздающих указания сверху), особенно важны нетворкинг и горизонтальные связи, благодаря которым сотрудники легко объединяются в команды для решения бизнес-задач.
У QIWI очень живая и интерактивная среда, которую формируют самые разные форматы: большие фестивали, полезные завтраки и “среды” - образовательные мероприятия с сотрудниками и приглашенными экспертами, офисные вечеринки, пивные пятницы, тимбилдинги. В компании действует 15 комьюнити по интересам: спортивные, творческие и интеллектуальные - от скалолазания до вокала. Интересно, что лидируют комьюнити сами сотрудники, а компания спонсирует их поддержку и реализацию.
QIWI работает в конкурентной и динамичной отрасли. Компания не боится заходить в новые ниши и тем самым побуждает сотрудников к экспериментам, поиску нестандартных решений, а также быстрому переходу от гипотез к реализации. В таких условиях право на ошибку становится драйвером развития бизнеса, потому что появляется шанс на креатив и инновационность: сделать так, как еще никто не делал. Именно поэтому за ошибки в QIWI не только не наказывают, но дают возможность их совершать, а также учиться на собственном опыте и приходить к быстрому для бизнеса результату.
Право на эксперимент и ошибку задекларировано в ценностях и управленческих фреймворках QIWI. Сама компания постоянно пробует что-то новое - приобретает новые бизнесы, внедряет новые практики, иногда от них отказывается и открыто это признает. В 2018 году QIWI одними из первых опробовали формат fuck-up демо, а на одном из фестивалей даже была создана метафорическая зона - “Кладбище проектов”, где под реалистичными надгробиями были “захоронены” все проекты, которые когда-то “не взлетели”.
Как и вся культура QIWI, обучение в компании строится на принципе свободы выбора: у нас нет обязательного обучения, но есть разнообразные возможности и инструменты, которыми сотрудники активно пользуются.
QIWI предлагает сотруднику большой каталог внешних и внутренних курсов, он представлен на внутреннем обучающем портале Qampus. При этом у каждого сотрудника есть довольно большой личный лимит на внешнее обучение, которым можно распоряжаться в соответствии со своими профессиональными интересами. Сотрудникам также доступно изучение английского языка в группах и на индивидуальных занятиях.
В QIWI есть современная лидерская программа, а также школа наставников. В компании действуют три электронные библиотеки (МИФ, Альпина и СМАРТ Ридинг). Широко распространены форматы менторства и обучения с экспертами.
А как же замотивировать сотрудников пойти учиться?
Во-первых, зрелая корпоративная культура и постоянные изменения в бизнесе подталкивают людей прокачивать навыки. Во-вторых, важно нанимать людей, имеющих фокус на развитие в системе своих ценностей. В-третьих, подход к изменению должностей и доходов основан, в том числе, на прогрессе экспертизы сотрудников. И, наконец, немного внешнего стимулирования: Q-коины (виртуальная QIWI валюта), которые начисляют за пройденные тренинги и изученные материалы - их можно потратить на стильный и функциональный мерч в корпоративном магазине.
Есть ли у вас интересные кейсы по культуре ошибок? Пишите нам - с удовольствием опубликуем ваш кейс. А ещё приглашаем вас с вашими лучшими проектами участвовать в премии InterComm_2022! Прием заявок в самом разгаре.