Борис Альхимович, создатель и управляющий директор event-агентства Redday, – о мероприятиях, которые делают счастливыми и участников, и организаторов. И об event-отрасли, которая выходит из кризиса с абсолютно новым, крутым опытом.
– Борис, ты попал в event-индустрию из КВН, а в Москву – из Сибири. Как это было?
– В моем случае все было очень логично. Мы играли в КВН в команде «Левый берег», которая входила в Высшую лигу, а я как раз заканчивал в Красноярске экономический факультет. Тему диплома взял такую: «Как сделать из команды КВН бизнес по организации мероприятий». Университет я закончил в июне 2005 года, а уже в ноябре мы учредили первую компанию. То есть, по сути, в 22 года я стал предпринимателем, и вот уже 15 лет руковожу бизнесом.
Вначале было так: 10 креативных, молодых, жизнерадостных людей – и ни одного, который умел бы работать. Только спустя четыре года и тысячи прочитанных книг мы с моими партнерами выстроили настоящую компанию и стали абсолютным лидером в Красноярске. Тут-то нам и начали говорить: «Вы такие классные – вам в Москву надо». Ну, мы взяли и приехали.
Привлекли инвестиции, придумали новое название, бизнес-план. Мы оказались в Москве, не имея здесь ни одного клиента: вошли только с холодными продажами. Потом уже появились концепция, крутой сайт. И вот через 10 лет мы – основатели профессиональной ассоциации, входим во все рейтинги, берем все возможные награды, в том числе и международные.
– А откуда такое название вашего агентства – Redday?
– Вначале мы назывались «Левый берег», как наша команда КВН, но, собравшись в Москву, решили, что нужен ребрендинг. Потратили несколько месяцев на креатив, а решение оказалось проще. ООО «Левый берег» в налоговой было зарегистрировано 7 ноября 2005 года. 7 ноября у любого человека, кто родился в прошлом веке, это «красный день календаря». Плюс мы же из Красноярска! А еще красный цвет ассоциируется с чем-то ярким, праздничным. И вот появился Redday.
– У вас в Redday особая корпоративная культура, ты часто об этом говоришь. Наверное, как раз это и помогает небольшому агентству развиваться и даже из кризисов выходить, не теряя эффективности? Расскажешь подробнее?
– Мы всегда делали упор на людей и на команду. В нашем названии даже раньше было: «Redday – это про людей», «Redday – история про людей». Наша культура началась с команды КВН. Многие бизнесы создаются как бизнесы, а потом привлекают профессионалов, чтобы сделать команду. А мы уже были командой – которой нужно было стать бизнесом. Культура корпоративная складывается из мельчайших штучек, из того, верят ли основатели в ценности и свою миссию, разработаны ли эти ценности вместе с командой. Если совсем коротко: вы должны придумать крутую миссию, которая вас будет драйвить, и у вас должны быть ценности, которые разделяют ваши сотрудники.
В лучшие годы у нас было несколько своих корпоративных праздников. Например, мы празднуем Всемирный день креатива – его пока празднуем только мы, но это же наш праздник! Кстати, завтра у нас своя собственная конференция, с очередным громким крутым слоганом, классными спикерами, с весельем и так далее. У нас есть корпоративный университет «RedЙель». Видите: мы маленькая компания, нас всего 30 человек – но у нас есть свой университет! И конечно, есть тренинги, технологии, которые мы даем каждому новичку. А еще – система обратной связи, система компетенций, система грейдов, то есть все сделано так же, как у наших клиентов в очень больших компаниях. Всем рекомендую: если хотите круто расти – смотрите на своих клиентов. Например, мы многому научились у компании Mars.
– Event-индустрия, наверное, в числе наиболее пострадавших от пандемии. А вы как переживаете вот это все?
– Мы оптимизировались.
Конечно, event, авиация, туризм пострадали сильнее всех. Нам еще повезло! Я имею в виду, «нам» – креативным агентствам с большой клиентской базой, с хорошей репутацией и с сильной командой.
Если взять, к примеру, кейтеринговые компании или компании, которые делают декорации и строят большие сцены (только на этом специализируются), им сложнее перестроиться, когда мероприятий нет как таковых. Мы же – event-агентства с хорошей клиентской базой и хорошей командой – достаточно гибкие. Мы научились делать онлайны: по сути, это те же мероприятия, но фактически они выглядят, как телевизионный эфир. Мы научились делать эфиры просто бомбические, вы не отличите их от самых топовых шоу на самых топовых телеканалах!
Это нас спасло. Да, мы очень сильно пострадали, упали по выручке в три раза, но все равно закончили прошлый год с прибылью. Сохранили команду, видим впереди будущее, умеем делать классные эфиры, при этом не разучились делать старые добрые мероприятия в офлайне.
Кстати, гибридные мероприятия Redday делал еще до пандемии. Например, в 2019 году провели SAP-форум: 5 тысяч человек – на площадке ВДНХ, а еще 100 тысяч человек – в онлайне. Просто раньше, до апреля 2020 года, эти гибриды делали самые прогрессивные клиенты, а теперь это стало таким must have, теперь к любому проекту обязательно будет прикручиваться онлайн-составляющая.
– На твоей FB-странице в шапку вынесена цитата: «Онлайн – это как офлайн, только в онлайне». Когда ж ты такую мудрость выдал?
– Случайно на планерке. Еvent – одна из самых стрессовых областей хозяйствования, и мы очень много шутим, это позволяет переживать стрессы. Я так пошутил, а потом попросил сделать дизайн и повесил цитату на Facebook, потому что я в это верю.
– Есть какие-то ключевые правила при переводе офлайн-мероприятия в онлайн?
– Принципиально ничего не меняется. Мы должны понимать нашу целевую аудиторию, мы должны понимать цели и задачи, мы должны понимать тот месседж, который это мероприятие продвигает. Эфир – просто способ коммуникации. А дальше – все то же самое: найти надежного партнера – event-агентство, стараться не мешать, быстро все согласовывать и получать удовольствие.
Какие ошибки? Прикладные: люди, например, делают прямую трансляцию и не рассчитывают нагрузку на сайт, не проверяют серверы. На репетиции их 15 человек, и все идет отлично, а в момент мероприятия к ним подключаются 2 тысячи, и сайт падает. Это базовые вещи, как раньше – поставить дополнительное электричество или генераторы.
Есть много нюансов с точки зрения контента: как он будет выводиться на экран, как его увидит человек на своем ноутбуке и что будет на большом экране позади спикера. Есть чисто телевизионные особенности по оформлению: что-то дает блики, что-то – засветку. На наших мероприятиях осенью и зимой пультовая была по 40 человек, гигантское количество людей, которые какие-то рычажочки переключают. Отдельная, очень большая и профессиональная область. Один из самых важных людей – режиссер трансляции.
– Когда все в онлайне или все в офлайне – это понятно. А вот гибридное мероприятие – фиджитал? Как сделать, чтобы участники у экранов не завидовали тем, кто в зале?
– В будущем (я в этом на 100 процентов уверен) живое мероприятие – это станет дорого, это премиум и luxury. Вообще сейчас мир сильно разделяется на тех, кто может что-нибудь себе позволить, и тех, кто, к сожалению, не может. Нам клиенты конкретно ТЗ ставили: «Как сделать, чтобы те, кто пришел по электронному билету, не чувствовали себя оторванными от того, что происходит на мероприятии офлайн?» Мы писали сценарий эфира отдельно от сценария мероприятия. Отдельный ведущий в студии, как на Евровидении. Другой сценарий, другие линии, возможность показа с разных камер, разные технологические прикольчики. Целый отдельный мир – для тех, кто смотрит онлайн.
– Давай поговорим про event-2021. Какая температура по отрасли? Пациент скорее жив или скорее мертв?
– Мое впечатление – сейчас в регионах отрасль скорее мертва, чем жива. С точки зрения московского рынка все очень даже неплохо: ключевые игроки пережили этот кризис. Мы уже боремся в тендерах на лето, есть осенние проекты. Поэтому в столице отрасль больше жива, чем мертва, а скоро вообще оживет.
– Есть ощущение устойчивой тенденции последнего времени: некий крен от развлекательных мероприятий в сторону деловых и мотивирующих. Это действительно так?
– Этот тренд не вчера появился. Но понятия «деловое мероприятие», «развлекательное мероприятие», «мотивирующее» – очень объемные. И каждый под «мотивирующим мероприятием», «развлекательным», «деловым» понимает что-то свое. А вообще все объясняется просто: у корпораций появился опыт прошлых периодов и бизнес хочет видеть эффективность вложенных денег. Просто развлекательные мероприятия действительно уже мало кому интересны. Всем нужны мероприятия, которые решают какие-то задачи.
– А как выбрать надежного партнера для организации крутого события?
– Важна креативная концепция – это самое главное, и мы всегда бьемся креативами с нашими постоянными конкурентами. Мы, считаю, даже не конкурируем, а дружим. Клиентский сервис играет важную роль: если агентство хорошее, у него сложно отобрать клиента, с которым оно уже работало.
И не нужно делать тендер на 20–30 агентств. Крутые агентства вообще не участвуют в тендерах, в которых больше пяти участников. Вы должны провести анализ рынка, посмотреть, у кого какие награды, у кого какое портфолио, сайт, какие интервью генеральный директор дает, близок ли он вам по духу. Выбрать 3–5 агентств. Многие компании (в том числе западные) делают пул поставщиков, проводят тендер на год, на два, на три и дальше все творят внутри пула. Вот это очень грамотный подход.
Постановка задач, целевая аудитория – это очень важно. Быстро согласовывать. Часто бывает так: мы что-то делаем неделю (неделю!), с утра до вечера, создаем мега-презентацию, описывающую мероприятие, – клиент ее получает и пропадает на месяц внутри своих согласований. Я прекрасно понимаю, что не нам учить, как строить большую вертикально интегрированную структуру, которая зарабатывает миллиарды. Но если у клиента внутри проблемы с согласованием – это легко может похоронить самое прекрасное мероприятие. Главное – не мешать профессионалам. Расслабиться и получать удовольствие.
– Да, креатив нужен все более забористый, людей все сложнее чем-то удивить. А какие сейчас вау-эффекты заходят лучше всего, по твоему опыту?
– Если мы говорим про старые, добрые офлайн-мероприятия, то это атмосфера, драматургия, хороший режиссер и хороший сценарист, правильное освещение, спецэффекты – они способны создать магию, волшебство. Но для меня, например, вау-эффект – если люди классно поют. Тут индивидуально. Если мы говорим именно про какие-то технические штучки – это, наверное, 3D-студии, как будто находишься в некотором виртуальном пространстве. Но вообще-то это только первый раз удивляет. Самое важное – все-таки контент. Смысл и то, что говорит спикер. Если перед вами выступает Шварценеггер, вы будете его и на плохой сцене с удовольствием смотреть, потому что он интересный спикер. А если будет самая-самая крутая застройка, но со сцены идет полная чушь, то вы быстро переключитесь на что-то другое.
– Будущее event-индустрии – твой взгляд?
– Будущее event-индустрии – замечательное, потому что без мероприятий люди не могут. Все вернется. Фестивали, танцы, встречи живые – это фантастика, это несравнимо с тем, что происходит во всех этих прекрасных Zoom’ах.
А еще скоро будет тепло, растает все, листочки полезут – начнется вообще благодать, поэтому будьте счастливы и сохраняйте позитив!