Известный стереотип рисует в нашем воображении образ «айтишника» как некоммуникабельного и малоэмоционального человека, который не только не страдает в изоляции, но и наслаждается ей. Отразилась ли текущая кризисная ситуация на работниках высокотехнологичных компаний? Правда ли, что сотрудники ИТ-компаний более эффективно работают на «удаленке»? Что изменится во внутренних коммуникациях организаций, работающих в сфере информационных технологий? Об этом InterComm поговорил с менеджером по внутренним коммуникациям компании «Лаборатория Касперского» Александром Ильиным.
– Александр, какие меры приняты в компании «Лаборатория Касперского» в связи с ситуацией с коронавирусом?
– Я прекрасно помню тот день, когда мы поняли, что нужно что-то делать. Был понедельник, мы собрались в кабинете и стали обсуждать, как дальше жить. Во вторник у меня должен был быть день рождения, и его я уже встретил дома, понимая, что нельзя устраивать вечеринку в офисе.
Комплекс мер у нас принят стандартный – такой же, как и у большинства других компаний: все сотрудники отправлены по домам; в офис строго по спискам приходят только те специалисты, чье присутствие критически необходимо для поддержания инфраструктуры. При этом во всех помещениях у нас санитайзеры, мы ввели обязательную проверку температуры персонала, производим частую уборку и дезинфекцию помещений, с курьерами встречаемся на улице.
– Какие каналы коммуникаций вы используете в настоящий момент для общения с удаленными сотрудниками? Как работаете с мотивацией удаленных команд?
– Основная платформа для внутренних коммуникаций в компании «Лаборатория Касперского» – MS Teams. Хейтеры из сотрудников, которые весь прошлый год активно сопротивлялись внедрению этого мессенджера, сейчас просто счастливы. Если сравнивать с Telegram, популярным в компании, называющейся с последней буквы в алфавите, то Teams выигрывает с большим преимуществом. Здесь тебе и планировщик задач, и конференц-коллы, и лайф Q&A. Главным же мотиватором для удаленных команд были и остаются заработная плата и забота со стороны работодателя. С зарплатой у нас все хорошо, с заботой тоже.
Главным же мотиватором для удаленных команд были и остаются заработная плата и забота со стороны работодателя. С зарплатой у нас все хорошо, с заботой тоже.
– Какие рекомендации вы даете сотрудникам компании Kaspersky по поведению в социальных сетях в эти кризисные дни?
– Главная рекомендация – удалить WhatsApp и Viber. В них сыпятся тысячи сообщений, часто фейковых, которые ничего, кроме тревоги и паники, не приносят. Остальные социальные сети более или менее достоверны. В «Касперском» есть утвержденный гайд по поведению сотрудника в социальных сетях. В нем описано, как он должен себя вести, если публикация касается компании или ее персонала. Но в условиях карантина и изоляции мы прекрасно понимаем, что все спасаются со стрессом как могут, поэтому стараемся сейчас относиться к сотрудникам мягче, с заботой и поддержкой, и не особо обращать внимание на неоднозначные сообщения в соцсетях.
– «Лаборатория Касперского» — прогрессивная технологичная компания, и форматы, которые она использует для коммуникаций с сотрудниками, у нее также передовые. Расскажите, пожалуйста, о самых нестандартных коммуникационных кейсах в вашем портфолио.
– Этим вопросом вы попали мне в самое сердце. Только за прошедшие несколько недель карантина было придумано уже столько всего!
Первым делом мы запустили подкаст на корпоративном радио, во время которого мне в прямой эфир звонили те, кто сейчас на передовой этой войны – профессиональные врачи. Они отвечали на заранее собранные вопросы сотрудников, а также на самые глупые вопросы, которые я придумывал на ходу. Дальше была целая пачка тренингов о том, как правильно лежать на диване, какие самые удобные позы можно принять в обнимку с ноутбуком и как создать домашнее рабочее место, когда у тебя вторая половинка, двое детей и собака. Потом мы организовали два прямых эфира с бизнес-директором и техническим директором «Лаборатории Касперского». Оба с огромным удовольствием ответили более чем на 120 вопросов, а общее количество сотрудников, посмотревших эфиры, превысило число работников компании. Впереди такой же «лайв» с генеральным директором Евгением Касперским. И конечно же, большое количество «дурки», которую мы обожаем. Например, групповая зарядка для сотрудников в канале «Спортзал», живое караоке и много других сюрпризов.
Но в условиях карантина и изоляции мы прекрасно понимаем, что все спасаются со стрессом как могут, поэтому стараемся сейчас относиться к сотрудникам мягче, с заботой и поддержкой, и не особо обращать внимание на неоднозначные сообщения в соцсетях.
– Принято считать, что сотрудники ИТ-компаний по большей части интроверты, склонные к уединению. Отличаются ли подходы во внутренних коммуникациях в технологичных компаниях?
– Каким бы ты ни был интровертом, почту читают все. Наши самые отчаянные интроверты были первыми, кто написал, что будет добровольно работать в общенациональную «выходную» неделю, потому что это единственно доброе и хорошее, что они могут сделать сейчас. Все наши внутрикомовские проекты не пострадали при переходе в онлайн – мы были полностью к этому готовы.
– Какой период или проект были самыми сложными в вашей профессиональной карьере?
– В моей жизни это не первая и даже не вторая изоляция – как-то я целый год провел закрытым в больнице. Поэтому то, что происходит сейчас, дается мне максимально легко и даже весело. А самый сложный проект однозначно еще впереди. Мы готовим огромный праздник, ведь когда карантин закончится и все наконец вернутся в офисы, нужно будет ярко встретить сотрудников и действительно зажечь.
Все наши внутрикомовские проекты не пострадали при переходе в онлайн – мы были полностью к этому готовы.
– Александр, что изменится во внутренних коммуникациях и процессах «Касперского» после кризиса?
– Повысится общий образовательный уровень и компетенции сотрудников: инструкции станут менее «разжеванными», так как сейчас людям приходится разбираться, например, с клиентами RDP и VPN и т. д., тем самым развивая свои технические «скиллы». Поэтому в дальнейшем нам уже не понадобится на пять строчек расписывать, что же такое, к примеру, доменная учетка.