Авторы исследования: ВШЭ и Институт социологии РАН
Год исследования: 2021
Краткая аннотация: Исследование о снижении социальной защищённости россиян
Ссылка на исследование: www.kommersant.ru
Всё меньше социальных льгот и гарантий предоставляют российские работодатели своим сотрудникам — к этому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики и Института социологии РАН. Доля работников, у которых есть возможность обращения к корпоративной медицине, питанию и транспорту, с 2000 года сократилась почти вдвое. Опираясь на активное распространение удалённой работы — соцпакет будет сокращаться, а обучение на предприятиях — популяризироваться.
На рынке труда в России можно выделить две категории социальных гарантий: записанные в ТК РФ и поэтому обязательные для работодателя, а также те, которые он может предоставить по своей инициативе. Объём обязательных гарантий и льгот для работников с 2000 года существенно не менялся, хотя сложности с их получением по-прежнему есть.
Согласно данным РМЭПЗН, каждый седьмой занятый россиянин сталкивается с отказом оплатить больничный лист или отпуск, а каждый четвёртый — отпуск по беременности, родам и уходу за ребёнком.
Объём социальных льгот от работодателя также сократился в несколько раз. Например, работники, которым оплачивались путёвки в санатории или дома отдыха, снизилась с 44,2 % до 15,8 %. Сотрудники, кому доступна корпоративная медицинская страховка — с 37,7 % до 16,6 %. Примерно также сложилась ситуация среди тех, у кого есть право на транспортные дотации — с 14,4 % до 8,1 %.
Больше всего сократилась доля работников, у кого снизилось право взять льготный кредит на ремонт или строительство — с 14 % до 2,5 %, а также чьим детям предоставляют или оплачивают место в детском саду — с 13,5 % до 3,1 %. В то же время, доля имеющих право на бесплатное или льготное питание снизилась всего на 5,4 процентного пункта, а именно — с 14,9 % до 9,5 %. Авторы работы подчёркивают, что на фоне сокращения гарантий и льгот от работодателя неизменным всё ещё остаётся только доступ работников к корпоративному обучению — учиться за счёт предприятия могут 20-25 % занятых. Но стоит отметить, что зачастую переобучение доступнее женщинам, чем мужчинам, особенно в сфере образования и здравоохранения, где существуют требования к повышению профессиональной квалификации.
Распространение удалённой работы, которое эксперты рынка труда прогнозируют в ближайшем будущем, может усилить тренд на сокращение соцпакетов, но вместе с этим — увеличить потребность компаний в переобучении работников. Опираясь на данные результатов опроса работников, многие из них ради возможности удалённой работы согласны на снижение заработной платы или сокращение льгот, а если число желающих работать из дома превысит число рабочих мест, то работодатели смогут нанимать на дистанционную занятость наименее требовательных кандидатов.
Одновременно с этим, среди работодателей, по данным кадрового агентства Ancor, в результате COVID-19 и цифровизации экономики вырос спрос на работников с цифровыми навыками — и поскольку большинство крупных отечественных компании предпочитают обучать сотрудников самостоятельно, это может привести к росту инвестиций в корпоративное образование.
Его роль, как следует из доклада Deloitte «Тенденции развития человеческого капитала-2021», также может усилиться из-за необходимости приобщать сотрудников к корпоративным ценностям в отсутствие возможности делать это непосредственно в офисе.
Материал подготовила: Алёна Денисова