Несмотря ни на что, конференция InterComm 2022 состоялась! Потому что была нужна сообществу профессионалов в корпоративных коммуникациях, наверное, даже больше, чем когда-либо, — в трудные времена хочется держаться вместе и вместе искать новые пути сквозь стремительно меняющуюся реальность… Что и отразилось в названии конференции — «Маршрут перестроен. Ищем новую систему координат». Расскажем, что происходило на основной сцене.
С приветствием ко всем собравшимся — а зал был полон и предвкушал насыщенный и полезный день — обратились организаторы мероприятия: председатель оргкомитета премии InterComm и CEO коммуникационной группы «МедиаЛайн» Лариса Рудакова, вице-президент коммуникационной группы «МедиаЛайн» Константин Юшин, исполнительный директор InterComm Анна Смирнова и CEO&Founder агентства Redline Event Елена Шурыгина.
Первым выступающим стал политолог, вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Он рассказал, « КУДА КАТИТСЯ МИР» (да, мягче сказать о происходящем невозможно), и поделился своим взглядом на меняющуюся конъюнктуру коммуникаций.
Перенаселение, инфоапокалипсис, проблема «лишних» людей, распад мира на макрорегионы, отсутствие стройной глобальной теории и попытки вырваться с Земли (которые предпринимает пока только Илон Маск, но дайте срок…) — вот что нас окружает. Также Евгений обозначил различные сценарии для российского бизнеса после окончания «развода» с бизнесом мировым и подчеркнул, что считает проблемой непонимание, возникающее между представителями разных поколений.
Затем на сцену вышли генеральный директор SAP CIS Андрей Филатов, директор по B2B-маркетингу и бизнес-коммуникациям OZON Мария Заикина, директор по персоналу Avon Анна Муромцева и руководитель направления по репутации бренда работодателя и вовлечённости «Вкусно — и точка» Александр Павлов, чтобы поговорить о том, КАК КОММУНИЦИРОВАТЬ «САМОЕ ХУДШЕЕ»: ОТ ПОЖАРА ДО МОБИЛИЗАЦИИ, и поделиться кейсами из своей практики. Модерировала дискуссию эксперт по внешним и внутренним коммуникациям, специалист года по версии PROBA Awards 2022 Анна Старкова.
Мария Заикина рассказала о кейсе с грандиозным пожаром, который случился на складе компании этим летом, и поделилась принципами, на которые опирались в OZON, говоря с сотрудниками об этом происшествии. Эти принципы универсальны и помогут коммуникаторам в сложных ситуациях, если таковые возникнут в их компаниях.
Мария Заикина: «Общайтесь с людьми, как люди!»
Андрей Филатов дополнил выступление Марии советом оперативно делиться опытом с коллегами из других компаний, не бояться «перекормить» коллег информацией, когда на неё есть от них запрос, и отвлекаться от тревоги с помощью работы, потому что от бесконечного обсуждения ситуации, на которую никак невозможно повлиять, становится только тревожнее.
Анна Муромцева посоветовала руководителям начать с того, чтобы привести в порядок самих себя, а успокоившись, подумать: «Что я могу сделать для своих сотрудников с помощью моих опыта и ресурсов?»
Александр Павлов вспомнил о ситуации в своей компании, когда сотрудники долго находились в вынужденном простое и было непонятно, выйдут ли они на работу и когда, и также сформулировал свои принципы:
Следующая дискуссия была посвящена лучшим практикам в сфере ESG — КАК ПРОДВИГАТЬ ESG ВНУТРИ КОМПАНИИ. Участники — директор по связям с общественностью «Полюса» Виктория Васильева, руководитель направления ESG-коммуникаций «Северстали» Анна Козлова, руководитель направления развития бренда работодателя «Норильского никеля» Кристина Несина, директор ассоциации Women in Mining Russia, руководитель программы по работе с ключевыми клиентами и рынками АО ДРТ Камилла Жалилова, а модерировала дискуссию профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, куратор номинации «Устойчивое развитие» премии InterComm Ирина Архипова.
Говорили о факторах, из которых складывается внимание к теме ESG внутри компании. Например, безопасность производства. Говорили о том, что многие молодые соискатели сегодня делают выбор в пользу компании, если её деятельность соответствует принципам устойчивого развития. Оказывается, ESG-коммуникации — профессия будущего. А вопрос развития женской карьеры на крупных промышленных предприятиях стал поводом для организации целой ассоциации и специальной премии для успешных дам.
«Устойчивое развитие — это норма, и в бизнесе ничего не поменяется, разве что фокус ESG сместится с внешних на внутренние коммуникации», — считает Виктория Васильева, и коллеги согласны с ней.
В своём выступлении «КОРПОРАТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕ ДЛЯ ГАЛОЧКИ» руководитель сервиса по взаимодействию с внешними клиентами ТМК Юлия Андреева рассказала о корпоративном университете своей компании — ТМК2U. Он включает в себя 7 площадок для офлайн-обучения (одна из них — в Сколково, что круто), 5 направлений обучения по компетенциям, управленческий кейс-клуб, помогающий решать реальные производственные проблемы, мобильное приложение для дистанционного обучения, ежегодный форум «Горизонты». Можно было бы начинать завидовать сотрудникам ТМК, однако и для нас есть хорошая новость — ТМК2U шагнул за свой периметр и работает с другими компаниями тоже!
Директор по развитию «Яндекс Go» для бизнеса Олеся Мордовина выступала следующей и поведала участникам конференции о том, КАКИЕ DIGITAL-ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРЕДЛАГАЕТ «ЯНДЕКС GO». Так, совсем не обязательно включать некоторую сумму на компенсацию питания в зарплату сотрудника; лучше доверить этот важный аспект инструментам «Яндекс Go». Сотрудники через мобильное приложение получают доступ к оплате сервисов «Яндекс Еда» и «Яндекс Лавка» с корпоративного счёта, который пополняет работодатель. Вуаля — все сыты!
Вторая часть конференции открывалась выступлением ведущего эксперта по стратегии, идеологии, брендингу, практикующего психолога Антона Буланова — «СТРАТЕГИЯ УМЕРЛА! ДА ЗДРАВСТВУЕТ СЦЕНАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».
Антон высказал соображение, способное принести утешение тем, кто считает, что с недавних пор жизнь резко свернула куда-то не туда: оказывается, всевозможные катаклизмы и турбулентность — это норма, а минувшие 20 лет покоя были «чёрным лебедем», нечаянным сюрпризом. Далее Антон объяснил, как совершать сценарное планирование — если следовать ему, то можно выйти из любого кризиса.
Следующая дискуссия, «БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ В 2022: ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ» проводилась в партнёрстве с компанией «СИБУР». В ней приняли участие директор по развитию корпоративной культуры, лидерства и обучения Tele2 Марина Елагина, начальник Управления внутренних коммуникаций и корпоративной культуры Газпромбанка Яна Белоножкина, начальник Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала РЖД Станислав Сугак, менеджер по коммуникациям и развитию бренда работодателя компании СИБУР Екатерина Пузанкова. Модератором дискуссии выступила директор по развитию бренда работодателя Х5 Group Мария Верномудрова.
Даже в таких крупных и устойчивых компаниях, как те, что представляли участники дискуссии, долговременных — в горизонте 10–15 лет — стратегий в отношении построения бренда работодателя не разрабатывают, ограничиваются планированием на 3–5 лет, с более частым изменением креативной концепции EVP.
Многие выбирают движение в стиле agile — малыми итерациями, с возвращением на шаг-другой назад, если что-то пошло неправильно. Необходимо подчеркнуть: неверные шаги на этом пути случаются, и надо иметь смелость признаться себе в этом, чтобы скорректировать дальнейшее движение.
На лайфхак-сессии «ИНФОВСТРЕЧИ ОНЛАЙН — КАК СОБРАТЬ И ВОВЛЕЧЬ СОТРУДНИКОВ?» амбассадор платформы для проведения онлайн-мероприятий «Пруфикс» Екатерина Николенко представила её возможности и назвала несколько обязательных при подготовке прямых линий с руководством компании пунктов.
Первое. Важен анонс предстоящей онлайн-встречи и своевременные напоминания о ней. Можно спросить у сотрудников о том, что их беспокоит, и создать трейлер — видеоанонс с актуальными темами, которые затронет спикер.
Второе — интерес. Текст выступления следует отредактировать и отрепетировать, съемка должна быть профессиональной и дополненной визуальным контентом — презентациями, подписями в кадре и т. д. Необходимо также вовлекать зрителей — например, продумать для них голосования, возможность задавать вопросы и т. д.
Третье — работа над ошибками. Платформа «Пруфикс» может замерить среднее время просмотра эфира, момент оттока зрителей и другие параметры. Если учесть эту информацию, сделать выводы и принять меры, то следующее онлайн-мероприятие обязательно пройдёт ещё более успешно.
CEO & Founder агентства Redline Event Елена Шурыгина в своей видео-гейм-презентации «SHOW MUST GO ON: ЧТО БУДЕТ С ИВЕНТАМИ?» показала, как меняются массовые корпоративные мероприятия во времена, когда всем не до веселья. Да, они меняются, но не отменяются! Важно их правильно называть (не концерт, а творческий вечер, к примеру), смещать их назначение от развлекательного до связанного с заботой о сотрудниках, а в Новый год сосредоточиться на подведении итогов.
На полемику «ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ. ЕЩЁ РАСТЁМ? УЖЕ ВЗРОСЛЕЕМ?» на сцене собрались директор HR-проектов «ЭКОПСИ Консалтинг» Виктория Кабакова, экс-директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью SAP CIS Татьяна Зверева, начальник отдела внутренних коммуникаций и корпоративных СМИ «Северстали» Виталий Цымбалов.
Модерировала дискуссию эксперт по внутренним коммуникациям и бренду работодателя Мария Реутская.
Итак, что показало исследование «Зеркало коммуникаций_2022», проведённое InterComm и «ЭКОПСИ Консалтинг», которое представила Виктория Кабакова? Внутриком уже выделяется в компаниях в отдельную функцию, но ещё не стратегическую, а скорее сервисную — он в основном направлен на сотрудников и мало связан с бизнес-задачами компаний; информирует, но не вовлекает. У внутрикомов нет стратегии, критериев эффективности и чётких должностных обязанностей, но есть конкретные задачи и интерес к ним топ-менеджмента. С другой стороны, топы мало участвуют во внутренних мероприятиях, потому что внутрикомы не очень успешно пока что привлекают их туда. Им не хватает из hard skills — умений в видеопродакшене и работе с данными, из soft skills — стратегического видения и искусства аргументации, убеждения.
Татьяна Зверева подчеркнула, что бизнес и внутриком существуют всё-таки не в разных мирах и тесно связаны, а недавние кризисы позволили внутрикому выйти на авансцену жизни компаний.
Как объяснить топам полезность внутрикома?
Какой он, внутриком будущего?
- Обладает комплексным мышлением
- Умеет коммуницировать с топами
- Умеет себя презентовать
- Обладает эмпатией
- Понимает законы бизнеса и экономики в целом
- Хорошо знает свою аудиторию
- Умеет быстро сориентироваться в кризисной ситуации
- Гибкий и антихрупкий
- Не ноет и не хандрит
В панельной дискуссии «ПАТРИОТИЗМ КАК ЧАСТЬ КОРПКУЛЬТУРЫ. ОБМЕН ОПЫТОМ» участвовали главный редактор проекта «Страна Росатом» Юлия Гилева, директор по коммуникациям ГК «Калашников» Анжелика Худолеева, начальник отдела Управления по информационной политике КФ АО «Апатит» (ФосАгро) Мария Маслич. Модерировал дискуссию Яков Миневич, старший партнёр коммуникационного агентства «Р.И.М.».
Оказалось, что для «Калашникова» и ФосАгро патриотизм заключается в ответственности бизнеса, в том, чтобы производить качественные продукты, играющие важную, можно сказать, стратегическую роль для России. А Росатом считает главным для себя оставаться передовой компанией в глазах не только страны, но и всего мира.
Свои ПРОЕКТЫ, ПРОШЕДШИЕ В ФИНАЛ премии InterComm 2022, на главной сцене конференции представляли «Тинькофф Банк», ПЭК, «Металлоинвест» и СИБУР.
А завершилась конференция эмоциональным выступлением филолога, бизнес-лектора и просветителя Леонида Клейна О ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, КОТОРАЯ УЧИТ НАС ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ. Даже если авторы её произведений не ставили перед собой такую задачу. Леонид посоветовал всем находить время на то, чтобы читать большие романы — помимо очевидной пользы, это гораздо более приятное занятие, чем чтение новостей.