В мире кадрового голода и имиджевых битв выигрывают те, кто умеет рассказывать истории.
В преддверии окончания приема заявок на конкурс «Лучшая корпоративная книга 2025», спросили у оргкомитета конкурса, а также представителей жюри, среди которых – известные журналисты, эксперты в медиа, издатели, общественные деятели – Почему компаниям важно уметь рассказывать истории?
Чтобы заразить ею клиентов, сотрудников, партнеров. Чтобы они захотели прожить в русле этой истории часть своей жизни. Но главное — для компании нужно время от времени рассказывать свою историю самой себе. Чтобы понимать, чем эта история будет продолжена в ближайшем будущем.
В современном деловом мире рассказывание историй — это важный навык для компаний, и книга Артёма Мушина-Македонского «Нарративное лидерство: искусство вдохновлять и убеждать с помощью историй» отлично это иллюстрирует. Компании, которые активно используют сторителлинг в своих стратегиях, вдохновляют не только своих сотрудников, но и клиентов, создавая мощный импульс для дальнейшего развития. В условиях жесткой конкуренции хорошая история становится не просто маркетинговым ходом, а настоящей инвестицией в будущий успех.
Артём Мушин-Македонский «Нарративное лидерство: искусство вдохновлять и убеждать с помощью историй». Издательство Альпина PRO
Когда-то все завидовали Сбербанку (сейчас — СБЕР), который первый собирал свою корпоративную библиотеку. Они издавали деловые книги известных авторов, упаковывали их в фирменную обложку под своим брендом. А сейчас многие компании собирают книжные полки из оригинальных, написанных на основе корпоративного контента, книг. Лучшие из них отметим этим летом — на Церемонии награждения конкурса “Лучшая корпоративная книга 2025”
Корпоративное издание – это реальный, действенный инструмент коммуникаций с различными аудиториями компании. Она может стать хранителем истории, традиций корпоративной культуры, источником вдохновения и мотивации для начинающих и опытных сотрудников, руководителей компании, членов их семей. Или каналом информирования для профориентации подрастающего поколения, школьников. Или, скажем, ресурсом для развития бренда компании — как работодателя, как объекта промышленного туризма, как партнера для международного сотрудничества.
А чтобы книга решала задачи бизнеса, она должна быть концептуально продумана, захватывающе написана (без сторителлинга никуда), содержать уникальную идею, изысканное полиграфическое исполнение.
Книга, как известно, лучший подарок. Корпоративный – особенно. А вовремя прочитанная книга – огромная удача. Поэтому это не просто носитель информации или гаджет для времяпрепровождения, но ценностная основа для жизни, профессии или корпоративной культуры. Она устойчиво и в долгую скрепляет ценностную модель компании и её сотрудников, государства и общества.
«Металлоинвест» Металл в архитектуре. Исполнитель: коммуникационная группа МедиаЛайн
Компании могут преследовать разнообразные цели через свои истории. Например, издание книги к юбилею может подробно рассказать историю бренда, как это сделано в книге “Henderson: Место, где мода встречается с историей”. Такая книга служит не только для увековечивания прошлого компании, но и для укрепления доверия у клиентов и партнеров.
Еще одна интересная возможность — это издание переводной книги при финансовой поддержке (спонсорстве бренда-клиента). Это позволяет продвигать бренд через идеи, которые компания разделяет и которые отражают её философию. Мы помогаем подбирать лучшие новинки и бестселлеры, способствующие выражению ценностей вашего бизнеса и укреплению его имиджа.
«Henderson: Место, где мода встречается с историей»/ Издательство Альпина PRO.
Один из примеров использования корпоративной книги как инструмента коммуникаций с большим числом аудиторий и решения различных задач бизнеса — Россельхозбанк. Всем проектам, которые делает команда, посвящаются книги – это и обучение, и знакомство сотрудников, и развитие регионов. Всё потому, что топ-менеджеры и руководство видят ценность в переплете страниц, рассказанных историях, которые попадают в руки клиентам, сотрудникам и их семьям.
«Маршруты сельского туризма – 2020» — путеводитель по четырем туристическим маршрутам, объединяющих 20 самых красивых деревень страны. Или «Фермерская продукция регионов России – 2020», в которой собрана информация о 629 фермерских хозяйствах и их продукции практически из всех уголков России. Это примеры книг, которые хочется листать. А, учитывая деятельность Россельхозбанка, у книги есть другая особая цель — помочь малому агробизнесу в том, чтобы стать рентабельным, конкурентным и узнаваемым для российского покупателя. Ведь продукцию фермерских хозяйств из каталога можно купить напрямую – все контакты тоже приведены в книге.
Комплект подарочных книг-каталогов к юбилею РСХБ. Проект коммуникационной группы «МедиаЛайн»
«Мосэнерго» — компания, которая собирает книги по истории. Ценная коллекция корпоративных изданий включает такие примеры, как «ГОЭЛРО:факты, события, люди», «МОСЭНЕРГО: 130 лет развития», ставшими частью фонда Музея Станка в Туле.
В век информационных технологий, огромного количества источников информации начинаешь задумываться о том, что может быть ценным для сохранения наследия. Для современного человека важно иметь неисчерпаемый источник знаний, вдохновения. Книга помогает сохранить, систематизировать, донести эмоцию, проанализировать прошлое, заглянуть в будущее. Книги хранят в себе опыт и знания отрасли. От формы подачи зависит и само содержание. Мы готовим и книги по истории энергетики, и техническую литературу и рассказы о выдающихся ученых. Новый формат - книга с собой - путеводители. Это возможность через интересные факты, фоторяд привлечь внимание более широкой аудитории.
На фотографии корпоративные издания ПАО «Мосэнерго». Сегодня они стали частью фонда Музея Станка в Туле.
И всё больше компаний используют корпоративную книгу как универсальный инструмент для:
Книга компании давно перестала быть просто прикладным изданием — сегодня это полноценный коммуникационный инструмент, с одной стороны, с другой – интересное публицистическое (иногда даже художественное) произведение. Форматы варьируются в зависимости от аудитории и задач: от юбилейных и учебных до книг ценностей и детских изданий о профессиях.
Исповеди о культурном коде компании, истории основателей, легенды компаний. Которые рассказывают, почему компания создана, какие ценности положены в ее основу основателями и как этот культурный код она проводит через свою историю.
Прагматика у книги может быть разная, в зависимости от прикладной задачи, которую она должна решить. Но о чем бы она ни была, хорошая книга всегда оставляет в душе теплый след. Как написал нам один заказчик на подарочном экземпляре: "Спасибо, что вы нас поняли".
В этом году мы запускаем серию «Герои бизнеса» - три сборника на основе 100 интервью - (рестораны, маркетинг, бизнес-провалы). В книге «Герои бизнеса» основатели таких компаний, как «Технониколь», «Связной», «Додо Пицца», делятся опытом преодоления кризисов, выстраивания команд и стратегического роста. «Рестораторы» — это честные и вдохновляющие истории людей, создавших культовые заведения в Москве, Петербурге и других городах. А «Маркетинг» — рассказы тех, кто стоит за продвижением крупнейших брендов в России и рассказывает, как совмещать креатив с цифрой, выстраивать репутацию и адаптироваться к новой экономической реальности.
«Полюс» — Золото: люди, истории, приключения. Исполнитель: коммуникационная группа МедиаЛайн.
Рассказывают о том, какую пользу компания приносит России, бизнесу, экономике.
Книги об истории компании, книги, показывающие вклад компании в развитие отрасли, книги, подчеркивающие, какой вклад компания вносит в историю становления страны, экономики, в технологическую независимость. Или с некой идеологической подоплекой, а также социальные отчеты, социальная политика.
В Альпине PRO каждый проект уникален, как и цели, которые преследуют авторы и компании. Тем не менее, можно выделить два основных направления работы и три популярных формата изданий.
Наиболее интересные и амбициозные проекты - это "книга с нуля". Когда у компании или частного лица есть история, наработанный опыт, которым хочется поделиться. но нет времени или ресурсов писать книгу самостоятельно. Мы берем на себя функцию продюсера и издателя: помогаем сформулировать концепцию и контентный каркас издания, подбираем райтеров, иллюстраторов, формируем визуальный облик издания - бумага, переплет, дизайн обложки, дизайн текстовой полосы, нестандартные приемы оформления, интеграция электронных дополнений (видео, интерактивных элементов).
Но если говорить о том с чем чаще всего приходят - с уже сформированной идеей книги и написанным текстом. Тогда, если книга вписывается в наши критерии качества и уникальности материала - наша задача придать тексту необходимую для издания литературную форму, визуальное оформление, которое будет гармонировать с содержанием и стилем книги, издать, продвигать, допечатывать и выпускать переиздания и новые книги автора.
ТГК-1 — «Опережая время: фотолетопись энергетики Северо-Запада». Исполнитель: коммуникационная группа МедиаЛайн
Рассказывают о внутренней жизни компании, особенностях корпоративной культуры. Это книжка, которую можно дать людям, когда они пришли к тебе на собеседование, чтобы те могли понять, почему эта компания непохожа на другие? Почувствовать, что вы — та компания, в которой им будет приятно работать.
И сюда же – детские книжки, пропагандирующие профессии, внутренние учебники, в поддержку бренда работодателя и внутренних коммуникаций.
Однако книга книге рознь. Бывают те, что лучше называть книжной продукцией – жвачкой для ума. А есть те, что в доступной и яркой форме рассказывают истории о людях в бизнесе для бизнеса и его окружения. Самые интересные и важные – о людях, их трудовой жизни, самосовершенствовании, реальных кейсах, на которых другие могут научиться быть лучше, профессиональнее и эффективнее.
Уверен, что именно такие книги и будут поданы на конкурс. Но особенно хочется, чтобы они были яркими, нестандартными, отталкивались от реальной жизни и были написаны на хорошем русском языке с глубоким уважением к их будущим читателям.
С точки зрения, если говорить языком художественной литературы, “центрального героя” книги, то как правило это или сам автор, эксперт в своей области или чья история становления как бизнеса или личности заслуживает издания. Яркий пример такой книги - вышедшая к весеннему non-fiction новинка – книга Михаила Воронина "Исповедь (самозванца) предпринимателя От маленького Миши к большому". Михаил — знаковая фигура в бизнес-среде, основатель одного из крупнейших клубов в стране — «Атланты». Его книга — это очень личная, действительно почти исповедальная рефлексия, на основе которой он формулирует более сотни бизнес-принципов. На её примере видно, как своя книга может стать отличным способом личного и профессионального саомвыражения, способом стать ближе своей аудитории, позволить ей лучше себя узнать.
Или, второй популярный “герой” - ваша компания, организация. Особенно когда за плечами десятилетия развития и сильная команда. Хороший пример — книга «Историю делают люди», которую мы написали для нефтесервисной компанией Eriell. В ней не просто рассказано о бизнесе — это книга лиц, характеров, решений, принятых в кризис, и роста вопреки обстоятельствам. История каждого сотрудника складывается в портрет компании, которая умеет работать в Арктике, бурить в самых сложных условиях — и при этом строить сильную внутреннюю культуру.
Книга Михаила Воронина «Исповедь (самозванца) предпринимателя. От маленького Миши к большому». Издательство Альпина PRO.
АЭМ — Книга для детей «Атомные почемучки». Исполнитель: коммуникационная группа МедиаЛайн.
Конкурс «Лучшая корпоративная книга» покажет, какие книги станут лучшими в России. А главное — даст компаниям заявить о собственном книжном издании, встать в строчку с именитыми игроками книжной индустрии.
Специальные номинации: «Лучшая идея корпоративной книги» и «Лучший дизайн»
Полный список номинаций — на сайте.
В составе жюри — именитые издания Альпина, МИФ, известные журналисты, а также представители бизнеса и государства.
У нас самих в Лаборатории «Однажды» есть такое правило: чтобы получилась хорошая книга, автор должен понять в пять раз больше, чем написать. Со временем становится ясно, что это «в 5 раз больше» для автора едва ли не ценнее самого лучшего гонорара. Потому что это капитал, который совершенно точно принесет большие дивиденды.
Уверен, что именно такие книги и будут поданы на конкурс. Но особенно хочется, чтобы они были яркими, нестандартными, отталкивались от реальной жизни и были написаны на хорошем русском языке с глубоким уважением к их будущим читателям.
Заявки принимаются до 15 мая — на официальном сайте Премии.
Сделайте так, чтобы ваше издание заметили не только сотрудники, но и всё профессиональное сообщество и чтобы они стали частью вашей истории!