Мы продолжаем серию материалов, рассказывающих о лучших проектах Международной премии в области корпоративных коммуникаций InterComm_2021, ставших победителями и призерами в тринадцати номинациях премии.
Номинация «Точка роста» рассматривает проекты в области обучения персонала. Реализацию таких проектов, выдвинутых на соискание премии InterComm-2021, можно без преувеличения назвать самой передовой, и в первую очередь с технической стороны. Сейчас покажем на примерах!
Кто?
Торговая сеть «Перекрёсток», регионы присутствия: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский федеральные округа; численность персонала — более 40 000 человек.
Что?
Проект VR-обучение
Смысл
Крупные торговые сети постоянно обучают своих сотрудников — в том числе и общению с покупателями; но что делать, когда сеть стремительно растёт, на должности продавцов-консультантов и кассиров приходят новые люди, и тренеры просто не успевают проводить обучение очно? «Перекрёсток» использовал возможности виртуальной реальности.
Была создана симуляция, цель которой — провести персонажа-покупателя к покупке, «играя» за персонажа-продавца или кассира. Причём покупатель может как находиться в благодушном настроении, так и быть не в духе — все как в жизни!
Итог
Новые сотрудники обучаются быстро, практически без отрыва от производства — 15-минутный сеанс даёт объем знаний, сопоставимый с однодневным очным тренингом. А все потому, что лучше всего человек запоминает то, что произошло с ним самим — симуляция эти воспоминания отлично обеспечивает.
Во всех регионах присутствия компании единое качество обучения сотрудников работает на обеспечение единого же стандарта обслуживания клиентов.
VR-обучение хорошо сказалось и на главной метрике торговых сетей — продажах: магазины, которые обучили более 60 % сотрудников, показывают результат по продажам на 2,4 % выше, чем магазины, обучившие меньшее количество сотрудников.
Ну и приятно быть первым в стране ритейлером, внедрившим в свои обучающие процессы технологии VR.
Цифры
Благодаря проекту «Перекрёсток» сэкономил более 230 000 человеко-часов (или почти 30 000 полных рабочих дней кассиров и продавцов), а также более 1000 восьмичасовых дней работы тренеров.
Кто?
Ведущая продуктовая розничная компания России X5 Group, чьи торговые сети и распределительные центры расположены в 66 субъектах РФ на территории 7 федеральных округов; численность персонала — 339 716 человек.
Что?
Проект SPEAK UP X5 SCHOOL
Смысл
Технологичность ритейла растёт, создаётся всё больше цифровых продуктов, в штате появляется всё больше IT-специалистов — например, в X5 в 2018 году работало 800 таких сотрудников, а в 2021-м — уже 3000. Бренд работодателя «X5 Технологии» нуждается в продвижении, чтобы привлекать перспективные и высококвалифицированные кадры. Кто же может рассказать об IT-подразделении и его достижениях лучше, чем сами его представители? Но вот проблема — далеко не все разработчики любят, умеют и главное не боятся выступать публично. Выход — создать внутри компании сообщество сильных спикеров.
Итог
Была создана школа спикеров, учитывающая особенности и специфику IT- специалистов; выбран нескучный формат обучения — шестинедельный онлайн-марафон, в ходе которого обучающиеся создают презентацию своего проекта, с которой смогут выступить на профессиональном мероприятии любого уровня. Разумеется, такая прокачка позволяет слушателям в дальнейшем самостоятельно готовить новые выступления и выходить к аудитории в роли уверенного спикера.
И, так как владеть ораторским искусством полезно не только айтишникам, аудитория основного курса будет расширена, а базовая версия обучения станет доступна онлайн всем сотрудникам компании.
Цифры
130 сотрудников изъявили желание участвовать в программе, 40 были зачислены в школу, 16 успешно защитились, 4 уже успели выступили на технических конференциях. И это только первый поток!
Кто?
Телекоммуникационная компания МТС, предоставляющая услуги и сервисы на территории России, Армении, Беларуси; численность персонала — 60 000 человек.
Что?
Образовательная платформа «Корпоративный университет МТС»
Смысл
Желая оптимизировать затраты на внешнее обучение своих сотрудников и повысить его качество, компания МТС не находила идеального готового решения среди всего их многообразия, и поэтому создала собственную многофункциональную обучающую платформу. Она позволяет разрабатывать учебные тесты и курсы от внутренних экспертов, делать рассылки, публиковать материалы, проводить тренинги — как очные, так и онлайн, но главное — создавать персональные программы обучения для каждого сотрудника.
Итог
Система, отвечающая текущим потребностям бизнеса, развивается исходя из образовательных задач и удобства сотрудников, и помогает поддерживать культуру непрерывного обучения во всё прирастающей персоналом компании. Кроме того, в планах «Корпоративного университета МТС» — расширение круга пользователей: доступ в этот сервис смогут получить партнеры, студенты, потенциальные сотрудники компании.
Цифры
Экономия от использования собственной платформы для организации обучения может составлять до 5,7 млн рублей в год.
«С каждым годом в шорт-лист Премии попадают проекты всё более высокого уровня — выбрать победителя очень непросто. И все же лучшие из лучших имеют, на мой взгляд, нечто общее. Эти проекты заточены под максимально конкретную целевую аудиторию, учитывают её особенности и насущные потребности. Например, один из победителей в номинации Точка роста (2 место) — SPEAK UP X5 SCHOOL от X5 Group. Обучение навыкам публичных выступлений для IT-специалистов компании. Это люди, обладающие отличной экспертизой, — и компания придумала, как научить и замотивировать их своей экспертизой делиться. Польза от такого проекта всем — и самим спикерам, и экспертному сообществу, и компании, укрепляющей таким образом бренд работодателя. Ещё одна отличительная черта современных корпоративных коммуникаций, кстати: такой вот многовекторный эффект от проекта».
«Мы, как компания с активной продуктовой культурой, привыкли сами себе делать вызовы для усовершенствования процессов и создания лучшего пользовательского опыта. Команда корпоративного университета МТС амбициозно решила создать альтернативу коробочным LMS, в которой не должно быть стандартных ограничений внешних решений — как правило, это возможность реализации только e-learning функционала, отсутствие классных фич по управлению платным обучением, мало возможностей для кастомизации обучающих треков, непрозрачное управление структурой и поверхностная аналитика. В итоге мы создали собственное уникальное решение в корпоративном обучении, фокусируясь на интуитивно понятном каждому сотруднику интерфейсе платформы, удобстве поиска курсов и программ, бесшовности обучения и возможностях его доставки пользователям в других HR-системах, а также полном перезапуске подходов к разработке обучающего контента. В поисках вдохновения мы вышли за границы T&D и посмотрели основные топовые платформы с обучающим и медиаконтентом в России и в мире.
Мы заняли первое место, поэтому наши впечатления могут воспринять предвзято. Это, конечно, шутка.
Мы считаем, что победы, которые присуждаются объективно, подтверждают правильность выбранных решений, а неудачи не демотивируют, а стимулируют развиваться и добиваться своих целей. И участие в премии это подтверждает: мы смогли лучше отрефлексировать успех нашей платформы и увидеть пройденный путь, попрактиковать свой стендап на очной презентации, формат которой разрывает стандартные шаблоны защиты проектов T&D, и раскрыть для себя свой проект с других сторон благодаря разнообразному опыту экспертов жюри и их интересу к проекту».