О чём говорим, что транслируем, какими инструментами пользуемся? Зафиксировали ключевые тренды во внутренних коммуникациях, которые точно будут с нами в будущем году. Читайте, сравнивайте со своим опытом и обязательно дополняйте список в комментариях.
Увы или ура, а ещё ковидная эпоха забрала у нас время на длительные согласования и недельные паузы в озвучивании позиции. Чем дольше руководство тянет с коммуникацией по актуальной повестке, тем худшую картину мира рисует фантазия сотрудников. А сколько сил будет потрачено на нейтрализацию придуманных кошмаров!
Приятное следствие прошлого пункта: можно больше не тратить время на вылизанные сценарии, идеальный свет и сложный монтаж. Вовремя выпущенное видео с ответами на актуальные вопросы может быть снято на айфон в любой переговорке — и принесёт больше пользы, чем идеально спродюссированное интервью по протухшему инфоповоду.
Помните время, когда инфоповод жил три недели? Забудьте. 2021-й и 2022-й были настолько щедры на события, что внимание общественности редко фокусируется на чём-то дольше недели.
Соцсети приучили нас реагировать на контент. Лайк, дизлайк, комментарий стали самыми простыми способами самовыражения. Корпком не отстаёт: опросы в чатах, возможность оценить рассылку, QR-коды для обратной связи в печатке… интерактив даёт вовлечённость и становится абсолютной нормой для любых форматов.
Кстати, о QR-кодах: они добавляют печатным медиа мультиформатность и облегчают переход на цифровые платформы. Активно развивается AR — технология уже добралась до музейных экспонатов, открыток и мерча.
Сотрудники мгновенно замечают информацию во внешних СМИ, внешние СМИ мгновенно находят информаторов, сливающих информацию из корпоративных каналов. Границы обособленного инфополя во внутреннем контуре всё больше размываются, а коммуникации становятся интегрированными — на уровне сообщений, инструментов и даже подразделений.
Семья, дружба, здоровье, самореализация — это не просто слова для тоста на Новый год, но и важные темы для корпоративных коммуникаций. Во-первых, именно они представляют собой главные опоры личности и общества — а значит, добавляют устойчивости вашему коллективу. А во-вторых, это своего рода «глаз бури»: коммуникации по этим темам всегда безопасны.
Современный мир настолько сложен, изменчив и стремителен, что предугадать все действия наперёд стало невозможно. Учимся переобуваться на лету и приобретаем навыки «впрок».
Из приятного: нам стало намного легче запускать проекты. В мире, где гипотезы заменили планы, порог входа снижается постоянно. Запускаем чаты, делаем пробные выпуски газет и комиксов, внедряем лёгкую геймификацию… Главное, всегда замерять эффективность и безжалостно спрыгивать с мертвой лошади.
Не уверен — спроси! В последнее время мы постоянно ходим по тонкому льду, рискуя задеть чьи-то чувства. Поэтому решения — например, проводить ли корпоратив — лучше принимать всем вместе, открытым голосованием.
Чего хотят сотрудники? Очевидно, единого ответа на этот вопрос нет. Так же как и на вопросы «что он хочет знать», «что его мотивирует» и банальный «что ему подарить». Выделение внутренних ЦА — долгий и очень грамотный тренд, к которому точно стоит присоединиться.
Измеряем, измеряем, ещё раз измеряем! Собираем всю возможную HR-аналитику, проводим опросы и учимся замечать корреляции. В планировании, защите бюджета и оценке эффективности опираемся на данные и наконец перестаём чувствовать себя в сферическом вакууме.
Ещё один показатель взросления индустрии, и снова поневоле. Прошлые года настолько явно формировали потребности и цели бизнеса, что мы научились строить коммуникации от запроса, а не креатива и хотелок руководства.
Какие-то бренды уходят, какие-то возвращаются… Опираться на софт, который завтра может уйти из доступа, мы больше не можем. В фокусе — отечественные разработки, которые появляются как грибы после дождя.
Многие предпочли не тратить время на освоение новых внешних площадок и сделали ставку на собственные разработки. В тренде корпоративные соцсети, порталы и мессенджеры на внутренних платформах, часто самописные.
Одновременно со стабильным ростом диджитал-проектов мы видим сильный рост внимания к традиционным медиа и особенно газетам. Объясняется просто: доверие к печатному слову выше, чем к сказанному в подкасте. Плюс газету не так легко заблокировать, как диджитал-канал, что тоже приятно.
«Клиповое» мышление с нами надолго: подборки, чек-листы, комиксы и мемы вирусятся, а интервью и лонгриды сдают позиции. Доминирование картинки над текстом тоже с нами.
Кабинет психолога в офисе и линия психологической поддержки — больше не экзотика, а почти гигиенический минимум. Кстати, помощь семьям сотрудников тоже формируется в тренд.
Когда твоему контролю не поддаются очень важные и масштабные сферы жизни, принципиально важно найти область, в которой от тебя что-то зависит. Благотворительность как нельзя лучше отвечает на этот запрос: в твоих силах помочь кому-то здесь и сейчас.
Людям важно знать, что, несмотря на глобальные изменения, в их мире есть островок стабильности, за который они могут не волноваться. Поэтому говорим про новые филиалы, экономические показатели, проекты с долгосрочным планированием и делимся любыми успехами.
Многим кажется, что сейчас не время для радости и улыбок. Однако юмор помогает нам лучше справляться со сложными жизненными ситуациями и попросту даёт возможность отвлечься. Поэтому корпоративные мемы, квесты, квизы и корпоративы особенно нужны людям.
В любом коллективе есть лидеры общественного мнения, на которых ориентируются коллеги. Чем сложнее окружающая обстановка, тем больше внимательных глаз и ушей к ним обращено. Говорим их голосами и особенно внимательно следим за их состоянием.
Пожалуй, самый важный и самый глубокий тренд в коммуникациях. Проблемы, с которыми мы столкнулись, существуют на очень личном уровне — поэтому и коммуникации направлены на людей, а не «человеческий капитал». Выросла значимость эмпатии и искренности в коммуникациях — и честное «мы пока не знаем, но сделаем всё, чтобы вас защитить» даёт больше ответов, чем цифры и обещания.