Почему «вымывается» рынок внутрикомов, как стать звездой в профессии, куда двигаться дальше.
В конце февраля на заседание Комитета по внутрикорпоративным коммуникациям Ассоциации менеджеров собралось 10 авторитетных спикеров и около 50 заинтересованных слушателей, чтобы обсудить провокационно звучащую тему: «Работать некому! Рынок труда для тех, кто формирует рынок труда».
Главный трек двухчасового разговора — дефицит профессиональных специалистов на рынке внутрикорпоративных коммуникаций — перерос в широкое обсуждение других важных вопросов в развитии отрасли и профессии. Делимся подробностями.
«Кого и где хантить — подскажите! Как смэтчить запрос бизнеса и компетенции соискателей?» — всё чаще звучит вопрос, адресованный рекрутерам, кадровым агентствам и профессиональным сообществам (InterComm и его лидеры получают такие запросы из корпоративной среды регулярно, статистика этого года — одно резюме на 20 вакансий). В нынешнем году участились запросы на лидеров функции внутрикома и развития бренда работодателя, особенно в промышленные компании.
Пример из реальной практики: «Нужен человек из корпоративной среды, с хорошим опытом, умеющий строить команды и управлять в режиме многозадачности широким кругом проектов и сотрудников — райтерами, дизайнерами, подрядчиками. Выстраивать взаимодействие с внутренними заказчиками. Готовы взять того, кто на вторых ролях, но хочет расти». А после первых 2–3 недель поиска случаются вот такие комментарии: «С кандидатами полная ...опа. Как будто все либо по норам, либо мы не соответствуем ожиданиям друг друга».
«Сейчас компании создают команды, где все функции ориентированы на бизнес-результаты. Никто ни в каких функциях не хочет видеть людей, ориентированных на построение процесса, и для внутрикорпоративных коммуникаций это прецедент и достаточно смелый вызовов. Ещё сейчас много говорят про увеличение операционной эффективности. И все понимают, что правильно организованные внутренние коммуникации влияют на операционную эффективность напрямую. Уже научились оцифровывать, научились считать потери. Один наш клиент буквально делился кейсом миллионной экономии с помощью правильно выстроенных коммуникаций внутри команды».
По мнению Анастасии Стасевой, запрос работодателей на внутрикомов сегодня довольно чётко сформирован, но на деле в процессе поиска они сталкиваются с большим количеством проблем. Большинство функций внутрикомов вшиты внутри функций других отделов: маркетинг, PR, HR. Это усложняет карьерные треки. Человек в какой-то момент своего карьерного пути во внутренних коммуникациях понимает, что если он хочет расти финансово и занимать позиции CEO-1 или CEO-2, ему от чистого внутрикома обязательно придётся отказаться. Он уйдёт либо в HR, либо в PR и маркетинг. В итоге классные спецы изначально воспринимают внутренние коммуникации как часть своего функционала, а не полноценное направление, и поэтому уходят. На рынке внутрикомов сегодня сложился такой расклад: есть молодые специалисты, которые только приходят в профессию, значительно «вымывается» средний уровень и практически на пальцах двух рук можно сосчитать людей, которые занимают управленческие позиции во внутрикоме.
«Это гигантская проблема для поиска, — считает Анастасия Стасева. — Профиль человека, который может занять управленческую позицию во внутрикорпоративных коммуникациях, — он сложносочинённый, гораздо более специфический, чем чистый HR или PR. Он должен уметь и одно, и второе, и третье. И, конечно, очень важен личностный профиль для кандидата — это 50% успеха. Эмоциональный интеллект, уровень энергии очень важны для тех, кто занимает лидирующие позиции во внутрикоме.
Вывод от InterComm: настало время для формализации карьерных треков во внутрикоме.
Что нужно знать, уметь, какие личные качества в себе развить, сколько лет проработать в профессии, чтобы претендовать на высокую управленческую позицию во внутрикорпоративных коммуникациях? А когда кандидат готов к позиции зама, второго человека, руководителя одного из направлений во внутриком-команде? Что мы хотим от начинающих специалистов, только приходящих в профессию? Джуниор, миддл, сеньор — может быть, по примеру рынка ИТ-специалистов, уже пора прописать функционал к каждой из позиций для внутрикома, желательно с вилкой зарплат к каждой из них? Рекрутеры компаний и агентств точно будут признательны и пожмут руку авторам такой инициативы.
Тут мнения спикеров встречи несколько разошлись. Тем интереснее оказалась дискуссия.
«Сейчас внутренние коммуникации перестали быть такими уж внутренними. Поэтому внутрикому нужны компетенции внешних коммуникаций, особенно для крупных промышленных компаний. У нашей компании сейчас пять стратегических направлений развития, роль внутрикома — это соблюдать в коммуникациях баланс этих целей, чтобы не было перекосов».
Виталий отмечает, что «при выборе сотрудника на позицию внутрикома в Северстали делают ставку на умение кандидата формулировать тезисы и мысли в тексте. Если человек может сформулировать мысль коротко, ясно и доступно, то все компетенции, смыслы и стратегию он уж точно постигнет».
Мария Смыслова усомнилась в тезисе Виталия.
«До той поры, пока мы будем думать, что главный навык внутрикома — тексты, не будет ничего хорошего».
«Давайте разберёмся с базовыми задачами, которые решают внутрикорпоративные коммуникации в компании, — начала рассуждения Мария Смыслова. — Во-первых, это бизнес-повестка. Операционная эффективность, донесение основных месседжей от руководителя компаний вниз для управления изменениями, для эффективности работы. Здесь важные навыки внутрикома — это системность и умение работать с большими данными и, конечно же, умение упрощать. Во-вторых, работа с людьми: корпоративная культура, создание вовлекающей среды, формирование амбассадорского движения. Ключевое здесь — это креативность и социальный капитал, чтобы он работал на тебя, то есть умение выстроить контакт с любой целевой аудиторией. И третье — дистрибуция информации на миллионы каналов коммуникации, с соблюдением всех канонов и жанров. Здесь для внутрикома важны насмотренность, умение работать с разными форматами, а также навыки управления проектами».
«У каждой задачи свои харды, в одном человеке в редких случаях все эти навыки сочетаются, — резюмирует Мария Смыслова. — Единственное, пожалуй, что должно быть присуще всем внутрикомам — это софты или личностные характеристики, такие как эмпатия, критическое мышление и умение создать социальный капитал».
«Не стоит думать, что внутриком — это такая таблетка для счастья сотрудников. Компания тоже должна быть готова к изменениям. Но часто на деле получается так. Руководитель хочет развитую корпоративную культуру, а на предложение сделать самое простое — раз в полгода проводить таун-холл — встречу с первыми лицами компании — отвечает: „Вы что, зачем это? Руководство не готово выходить к людям и с ними разговаривать“. Внутриком не сможет чудом внедрять корпоративную культуру, если его лишить эффективных инструментов».
По мнению Александра, одно из самых важных качеств в большом наборе компетенций руководителя направления внутренних коммуникаций — умение слышать запрос руководителя и правильно понимать вектор развития бизнеса, чтобы грамотно обеспечить поддержку.
«Ещё одна важная компетенция — это перевод с языка HR на нормальный, человеческий. Бизнес делают люди. И HR обеспечивает бизнес-процессы: обучение и развитие, социальная политика, зарплаты, кадровый резерв, невидимая, но очень ощущаемая корпкультура и т. д. Это сложные направления: сплав математики, статистики, экономики и психологии, и в них задействован каждый сотрудник. Для успешного развития компании их надо сделать понятными для людей. Поэтому задача внутрикома — поддержка деятельности HR, и именно поэтому мы говорим что это стратегическая функция».
«Это очень важный для внутрикома навык в работе с топ-менеджером — смотреть на соотношение запроса с реальностью».
Лия долгое время возглавляла направление «внутриком и бренд работодателя в VК» и теперь уже на позиции HRD «МТС Диджитал» продолжает работать с ИТ-аудиторией, весьма сложной.
«С чем, особенно в нашей сфере, приходится иметь дело внутрикому, помимо постоянной прокачки бренда работодателя компании? — комментирует Лия Королёва. — Сегодня необходимо постоянно переучиваться, а не все люди к этому готовы, важна стрессоустойчивость и способность постоянно изучать новое, несмотря на возраст. Построение карьерных треков внутри организации, ментальная устойчивость и противостояние выгоранию — вот эти задачи главные для направления внутрикома в нынешнем моменте. Считаю, что внутриком — это компетенция, которая сейчас необходима буквально „по правую руку“ каждому руководителю, потому что именно он помогает преодолевать кризисные ситуации в турбулентные времена».
Вывод от InterComm: продолжаем заниматься совершенствованием матрицы компетенций профессии «внутрикорпоративные коммуникации».
На повестке — систематизация хард- и софт-скилов, личностных качеств и социального капитала в привязке к различным позициям в компании: начинающий специалист, менеджер по ВК с опытом, руководитель функции.
Анна Несмеева, создатель и руководитель Сообщества внутренних коммуникаторов и Школы ВК:
Анна проводит ежегодные исследования отрасли внутрикорпоративных коммуникаций. Главные выводы в перспективе последних лет, которыми она поделилась с участниками дискуссии:
Виктория Кабакова, директор по консалтингу компании «ЭКОПСИ Консалтинг»:
Виктория опирается на масштабное исследование «Зеркало коммуникаций», которое компания проводит совместно с проектом InterComm начиная с 2021 года. Вот что выяснилось по результатам первого этапа (400 респондентов, 300 компаний) исследования в 2022–2023 годах.
Из минусов — отрасль пока не структурирована. В 80% компаний — внутренние коммуникации живут как обслуживающий сервис, их функция сводится к реагированию (на событие, на запрос топ-менеджера, на кризисную ситуацию и т. п.), но нет проактивной позиции; нет регулярного аудита внутренних коммуникаций (как устроена функция, её роль, её задачи и приоритеты), нет регулярного замера эффективности (с метриками вообще беда); по-прежнему самый мощный фокус внутрикома в такой модели — информирование по текущим процессам и проектам, а также организация мероприятий, но редко трансляция смыслов; как следствие, контент однообразен, креативность формата ненадолго удерживает внимание, сотрудник является «потребителем информации», а не участником диалога.
Из плюсов — всё же появляются (до 20%) компании со стратегией внутрикорпоративных коммуникаций, соответствующей стратегии бизнеса; топы здесь активно участвуют во ВК, генерят смыслы и считают коммуникацию одной из своих управленческих задач, а сотрудники — полноправно участвуют в диалоге, являясь соавторами коммуникаций в компании; фокус коммуникации в таких компаниях — системное повышение операционной эффективности за счёт качественной коммуникации, осмысленное изменение поведения людей и через это — целенаправленное внедрение изменений в компании в целом.
Ключевое направление трансформации функции внутренних коммуникаций — от размещения новостей к трансляции смыслов. От роли «репродуктора» через роль «переводчика на человеческий» к роли стратегического бизнес-партнёра. Для этого и самой функции, и экспертам придётся расти — как раз набирая вес в системности, стратегировании и целеполагании.
Также Виктория рассказала, что в 2024 году стартует новый этап исследования, который будет состоять из трёх треков:
Вывод от InterComm: наша команда давно обеспокоена тенденцией, прозвучавшей в одном из исследований. Джуниоры — молодые специалисты — не приходят или редко приходят в профессию. Именно поэтому в прошлом году мы выступили с инициативой и благодарны Финансовому университету при Правительстве РФ за встречное движение: в сентябре 2024 года начнётся обучение по первой в России магистерской программе по внутрикорпоративным коммуникациям в системе управления человеческим капиталом.
Эту магистерскую программу в университете будут курировать две кафедры — психологии и управления человеческими ресурсами; массовых коммуникаций и медиабизнеса. Что важного, интересного, полезного и необходимого будет в программе — на встрече комитета по ВК Ассоциации менеджеров рассказали руководители этих кафедр — Марина Полевая и Игорь Молодцов.
Корпоративная культура, организационный дизайн и организационное развитие, стратегии технологии управления человеческими ресурсами и стратегия внутрикорпоративных коммуникаций, HR-аналитика и корпоративная идеология, информационное сопровождение процессов цифровизации и компетенции внутрикорпоративных коммуникаторов и многое другое.
Кстати, руководителем этой программы будет доцент Финансового университета, лидер проекта InterComm Лариса Рудакова. Именно в эти дни обсуждаются все аспекты новой программы, готовится первое полноценное учебное пособие по ВК и идут переговоры с будущими преподавателями-практиками. Участники дискуссии, прошедшей на встрече комитета по ВК Ассоциации менеджеров, — в их числе.