Как мы знаем, единого профессионального стандарта для менеджера по внутренним коммуникациям до сих пор не существует. Есть ли вообще единый собирательный образ профессионала в данной сфере? Попробуем его создать!
Чтобы, подобно «Титанику», не утонуть в океане компетенций и навыков, которыми должен обладать внутренний коммуникатор, попытаемся, по возможности, подробно нарисовать его портрет. И делать это будем с соблюдением всех основных принципов портретного жанра: чётко пропишем личностные и профессиональные качества дирижёра коммуникационного поля, а фоном оставим организационную среду, которая и создает ту уникальную по звучанию кантату со своей стилистикой и ритмом сообщений, со своими ценностными смыслами и культурными стандартами, со своим уникальным и неповторимым способом коммуникационного касания каждого, кто влияет на бизнес-процессы и финансовые показатели компании.
«Позировать для портрета — всё равно, что присутствовать при своём собственном сотворении»
Александр Смит, шотландский поэт и эссеист
Итак, берём холст, краски и начинаем!
Возможно, вы знаете, что в портретной живописи очень важны два фокуса, — на лицо и на руки. Нередко известные портретисты старательно выписывали их сами, а остальное доделывали ученики и подмастерья. Опытный мастер расставлял приоритеты: то, что требует мастерства и безупречного чувства прекрасного, — делал сам, а рутину делегировал подчинённым. Важное, кстати, качество в работе любого управленца. Вот мы и обозначили главную портретную линию нашего героя: менеджер по внутренним коммуникациям — должность управленческая. И основная его профессиональная компетенция — деятельность по стратегическому управлению коммуникационной средой. Креативная, кстати, профессия!
Теперь в деталях пропишем лицо — обозначим личностные качества внутреннего коммуникатора. И только потом нарисуем руки нашего собирательного образа, — поймём, как он эту личностную силу проявляет в профессиональной сфере.
В описании личностных качеств начнём с главного, — того, без чего внутренний коммуникатор просто не состоится. Это ориентация на человека, и только потом на символ, знак, техническое устройство, художественный образ, природу. Всё, что после человека в этом списке — безусловно, важно, но ориентация на человека для внутреннего коммуникатора важна с приставкой «архи».
Это, когда общаешься и не устаёшь, наоборот, наполняешься энергией, вдохновением, смыслом. В профессиональной сфере таких людей ещё называют «человек-антенна». Для начинающих коммуникаторов формат коммуникаций 24/7 кажется недостижимым, но опытные знают, что этот навык быстро прокачивается. Их ответ прост: «Потому, что это наполняет!». Вот, именно поэтому, кстати, истинные коммуникаторы редко подвержены профессиональному выгоранию.
Теперь перейдём к деталям, нюансам и оттенкам персоны нашего героя: сделаем набросок остальных личностных качеств, без которых не удастся долго соответствовать занимаемой должности.
Теперь нарисуем руки, — пропишем практические навыки внутреннего коммуникатора, — они у нашего героя должны быть «прокачаны» или прямо сейчас находятся в стадии активной «прокачки». Итак, необходимые навыки это:
Ну вот, наш портрет готов. Осталось поставить подпись конкретной компании, выбрать красивую рамку и водрузить на офисную стену отдела внутренних коммуникаций.
Но у вас нет ощущения, что чего-то всё же не хватает?
Не хватает динамики, портрет статичен. Ведь коммуникации — это то, что оживляет компанию. Следуя языку метафор, внутренние коммуникации — это и кровеносная система, и сердце живой организационной системы. Совершенно очевидно, что финансы компании и её человеческий капитал прирастают только через коммуникацию.
Поэтому предлагаю сделать портрет анимационным. Видели в метрополитене оживающие портреты на информационных плазмах? Вот, и мы сейчас сделаем подобное.
Для этого обозначим, чего ждут от менеджера по внутренним коммуникациям в компании? Что он там делает, в чём участвует и какова его роль?
Вопросы эти не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Скорее, дело даже не в простоте или сложности, а в индивидуальности каждой конкретной компании.
Вот такая «чёртова дюжина» ожиданий получилась. Теперь анимационный портрет готов. Фигура прописана хорошо, но фон, где же фон? Давайте присмотримся, к кому приходится обращаться внутреннему коммуникатору в своей деятельности, для кого транслировать сообщения и выстраивать коммуникационную стратегию? А ещё — в какой организационной бизнес-структуре менеджер по внутренним коммуникациям наиболее уместен?
Для лучшего запоминания опять обратимся к метафоричности. Аудиторий семь, — как цветов в радуге. И в своей работе следует учитывать весь радужный спектр коммуникационного поля. Итак, кто эти люди:
Теперь отметим, в каком отделе работает/следует работать «нашему герою».
Тут я предлагаю обратиться к результатам экспресс-опроса, который был проведён в 2019 году накануне одной из конференций InterComm «Всё о корпоративных коммуникациях». Было опрошено 100 компаний, и вот результат:
47% специалистов ВК работают в отделе PR, 40% — в отделе HR, 7% — в отделе маркетинга, 1% подчиняется собственникам компании, 5% — остальные варианты. Если учитывать отрасли, то, как правило, в крупных промышленных компаниях специалист ВК работает в отделе PR. Если компания работает в сфере финансов, фармацевтике, ритейле, чаще всего место ВК определяется в отделе HR, то же касается и крупных международных холдингов.
Кстати, коронакризис ещё больше «подсветил» связь любых решений по внутренним коммуникациям и их место в организационной структуре с видением первых лиц компаний. То есть для компаний всё очень индивидуально: какая «голова» — такие и внутренние коммуникации.
Ну вот, теперь точно всё, портрет готов! Мммм, с одной оговоркой. Через год или чуть раньше его нужно будет рисовать заново. В октябре 2021 года мы презентуем совместное с ЭКОПСИ исследование о функции внутреннего коммуникатора. В нём будут блоки и про компетенции, и про место ВК в иерархии компаний. Заинтригованы? Тогда следите за нашими публикациями. И наслаждайтесь коммуникациями в профессии и не только!