20 июля 2021

Портрет внутреннего коммуникатора

58
0

Автор

Елена Фролова
Эксперт по внутренним коммуникациям

Как мы знаем, единого профессионального стандарта для менеджера по внутренним коммуникациям до сих пор не существует. Есть ли вообще единый собирательный образ профессионала в данной сфере? Попробуем его создать!

Чтобы, подобно «Титанику», не утонуть в океане компетенций и навыков, которыми должен обладать внутренний коммуникатор, попытаемся, по возможности, подробно нарисовать его портрет. И делать это будем с соблюдением всех основных принципов портретного жанра: чётко пропишем личностные и профессиональные качества дирижёра коммуникационного поля, а фоном оставим организационную среду, которая и создает ту уникальную по звучанию кантату со своей стилистикой и ритмом сообщений, со своими ценностными смыслами и культурными стандартами, со своим уникальным и неповторимым способом коммуникационного касания каждого, кто влияет на бизнес-процессы и финансовые показатели компании.

«Позировать для портрета — всё равно, что присутствовать при своём собственном сотворении»

Александр Смит, шотландский поэт и эссеист

Итак, берём холст, краски и начинаем!

Возможно, вы знаете, что в портретной живописи очень важны два фокуса, — на лицо и на руки. Нередко известные портретисты старательно выписывали их сами, а остальное доделывали ученики и подмастерья. Опытный мастер расставлял приоритеты: то, что требует мастерства и безупречного чувства прекрасного, — делал сам, а рутину делегировал подчинённым. Важное, кстати, качество в работе любого управленца. Вот мы и обозначили главную портретную линию нашего героя: менеджер по внутренним коммуникациям — должность управленческая. И основная его профессиональная компетенция — деятельность по стратегическому управлению коммуникационной средой. Креативная, кстати, профессия!

Теперь в деталях пропишем лицо — обозначим личностные качества внутреннего коммуникатора. И только потом нарисуем руки нашего собирательного образа, — поймём, как он эту личностную силу проявляет в профессиональной сфере.

В описании личностных качеств начнём с главного, — того, без чего внутренний коммуникатор просто не состоится. Это ориентация на человека, и только потом на символ, знак, техническое устройство, художественный образ, природу. Всё, что после человека в этом списке — безусловно, важно, но ориентация на человека для внутреннего коммуникатора важна с приставкой «архи».

Это, когда общаешься и не устаёшь, наоборот, наполняешься энергией, вдохновением, смыслом. В профессиональной сфере таких людей ещё называют «человек-антенна». Для начинающих коммуникаторов формат коммуникаций 24/7 кажется недостижимым, но опытные знают, что этот навык быстро прокачивается. Их ответ прост: «Потому, что это наполняет!». Вот, именно поэтому, кстати, истинные коммуникаторы редко подвержены профессиональному выгоранию.

Теперь перейдём к деталям, нюансам и оттенкам персоны нашего героя: сделаем набросок остальных личностных качеств, без которых не удастся долго соответствовать занимаемой должности.

Итак, внутренний коммуникатор:

  • имеет позитивное мышление;
  • обладает хорошей рефлексивностью;
  • внимателен к деталям, способен долго фокусировать и удерживать внимание;
  • ответственен;
  • проактивен;
  • имеет врождённое или «выращенное» чувство прекрасного;
  • способен к постоянному обучению, постоянное развитие — его стиль жизни;
  • открыт к переменам;
  • жизнестоек, стрессоустойчив;
  • может работать в условиях неопределённости и многозадачности;
  • быстро устанавливает межличностные связи и доверительные отношения;
  • умеет и любит создавать сообщества;
  • кратко и ёмко формулирует мысли;
  • имеет широкий кругозор;
  • мыслит стратегически;
  • мыслит системно.

Теперь нарисуем руки, — пропишем практические навыки внутреннего коммуникатора, — они у нашего героя должны быть «прокачаны» или прямо сейчас находятся в стадии активной «прокачки». Итак, необходимые навыки это:

  • Ясное и чёткое целеполагание. - Уверенно ставит коммуникационные цели, чётко видит и может объяснить, как его план повысит бизнес-показатели компании
  • Аналитические способности, работа с big data.
  • Навыки управления проектами.
    — Знание технологий и основных методов оценки конечных и промежуточных этапов работ.
  • Владение технологиями поиска и обработки информации.
    — Знание поисковых сервисов;
    — Владение количественным и качественным анализом больших массивов текста (контент-анализ);
    — Качественные и количественные исследования, экспертные интервью.
  • Владение технологиями презентации данных.
    — Отслеживание современных трендов в области визуальной коммуникации.
  • Новаторство.
    — Может улавливать маркеры, сигналы изменений и трансформировать их в перемены.
    — Изобретает новые подходы и способы, генерирует идеи, предлагает решения.
    — Не может говорить, что ничего не получится, — ищет пути как это сделать.
  • Организационный и репрезентационный дар.
    — Вовлекает сотрудников в коммуникационное поле.
    — Организует события, источник инфоповода и журналист в одном лице.
  • Самоорганизационный дар.
    — Проектирует своё личное будущее, управляет личными ресурсами.
    — Имеет навыки работы со стрессом, собственной тревогой, транслирует ролевую модель в антикризисных коммуникациях.
  • Тайм-менеджмент, чувство времени и своевременности.
  • Конфликт-менеджмент.
  • Этика деловых отношений, органично встроенная в личный коммуникационный стиль.
  • Участие в профессиональных сообществах.
    — Ориентация в том, «что такое хорошо и что такое плохо» в своей профессиональной сфере.
    — «Насмотренность», знание хороших образцов и эталонов, а также критериев их оценки. Постоянное отслеживание изменений таких критериев и образцов с течением времени.

Ну вот, наш портрет готов. Осталось поставить подпись конкретной компании, выбрать красивую рамку и водрузить на офисную стену отдела внутренних коммуникаций.

Но у вас нет ощущения, что чего-то всё же не хватает?

Не хватает динамики, портрет статичен. Ведь коммуникации — это то, что оживляет компанию. Следуя языку метафор, внутренние коммуникации — это и кровеносная система, и сердце живой организационной системы. Совершенно очевидно, что финансы компании и её человеческий капитал прирастают только через коммуникацию.

Поэтому предлагаю сделать портрет анимационным. Видели в метрополитене оживающие портреты на информационных плазмах? Вот, и мы сейчас сделаем подобное.

Для этого обозначим, чего ждут от менеджера по внутренним коммуникациям в компании? Что он там делает, в чём участвует и какова его роль?

Вопросы эти не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Скорее, дело даже не в простоте или сложности, а в индивидуальности каждой конкретной компании.

Как правило, менеджер по внутренним коммуникациям:

  • Понимает как то или иное мероприятие работает на глобальные цели именно этой компании, стратегически и тактически привязывает его к этим целям. Разрабатывает коммуникационную стратегию на основе бизнес-стратегии. Чётко, знает каких изменений добивается.
  • Определяет целевой репутационный образ компании на основе её миссии и ключевой корпоративной цели. Ведёт работу по развитию и повышению привлекательности HR-бренда компании.
  • Разделяет ценности компании и является ролевой моделью для сотрудников. Организует процесс поиска новых ценностей, если такое время для компании пришло.
  • Понимает состояние корпоративной культуры в компании. Видит островки субкультур, налаживает между ними коммуникационные мосты.
  • Способствует формированию и поддержанию лояльности сотрудников компании.
  • Видит все «серые» зоны кросс-функционального взаимодействия.
  • Сегментирует внутренние аудитории компании и знает, на каком языке говорить с каждой группой сотрудников. А языки эти, в зависимости от специфики компании, могут отличаться существенно, иногда драматически существенно. Груды протоколов, инструкций, регламентов нередко понятны только их авторам, а не тем, для кого они написаны. И перевод с одного русского на другой русский — задача менеджера по внутренним коммуникациям.
  • Организует сам либо привлекает внешних агентов для проведения исследований. Проводит аудит внутренней коммуникационной среды.
  • Знает спектр и специфику коммуникационных каналов, но это ещё не все. Внутреннему коммуникатору важно знать и понимать особенности подачи информации в каждом выбранном канале именно для своей компании. А специфика и особенности в разных компаниях могут быть разные.
  • Планирует и контролирует каскадирование информации от первых лиц до рядовых сотрудников. Знает принципы каскадирования и участвует в реализации процесса.
  • Организует, систематизирует и координирует обратную связь.
  • Корпоративный портал, корпоративные социальные сети, внутренние платформы для сервисов и мотивации, корпоративный дайджест, журналы, газеты, брошюры, дни информирования и конкурсы, соревнования и благотворительность и много чего ещё, — это «наше всё» для внутреннего коммуникатора, та мозаика, из которой складывается его рабочий день.
  • Умеет делать лично всё то, что предлагает и планирует для компании. Не обязательно всё делает сам, — ищет агентов в разных отделах и делегирует, конечно.

Вот такая «чёртова дюжина» ожиданий получилась. Теперь анимационный портрет готов. Фигура прописана хорошо, но фон, где же фон? Давайте присмотримся, к кому приходится обращаться внутреннему коммуникатору в своей деятельности, для кого транслировать сообщения и выстраивать коммуникационную стратегию? А ещё — в какой организационной бизнес-структуре менеджер по внутренним коммуникациям наиболее уместен?

Для лучшего запоминания опять обратимся к метафоричности. Аудиторий семь, — как цветов в радуге. И в своей работе следует учитывать весь радужный спектр коммуникационного поля. Итак, кто эти люди:

  • Базовый персонал (рядовые сотрудники компании)
  • Линейный и средний менеджмент
  • Руководители и собственники компании
  • Потенциальные сотрудники
  • Родственники, друзья и знакомые сотрудников
  • Население региона, где функционирует компания
  • Профессиональное сообщество в том сегменте рынка, в котором функционирует компания

Теперь отметим, в каком отделе работает/следует работать «нашему герою».

Тут я предлагаю обратиться к результатам экспресс-опроса, который был проведён в 2019 году накануне одной из конференций InterComm «Всё о корпоративных коммуникациях». Было опрошено 100 компаний, и вот результат:

47% специалистов ВК работают в отделе PR, 40% — в отделе HR, 7% — в отделе маркетинга, 1% подчиняется собственникам компании, 5% — остальные варианты. Если учитывать отрасли, то, как правило, в крупных промышленных компаниях специалист ВК работает в отделе PR. Если компания работает в сфере финансов, фармацевтике, ритейле, чаще всего место ВК определяется в отделе HR, то же касается и крупных международных холдингов.

Обобщив, можно сказать, что место внутренних коммуникаций в иерархии компаний определяется:

  • спецификой компании,
  • корпоративной культурой,
  • конкретными действиями управленцев компаний (какая функция больше связана с руководством — HR или PR).

Кстати, коронакризис ещё больше «подсветил» связь любых решений по внутренним коммуникациям и их место в организационной структуре с видением первых лиц компаний. То есть для компаний всё очень индивидуально: какая «голова» — такие и внутренние коммуникации.

Ну вот, теперь точно всё, портрет готов! Мммм, с одной оговоркой. Через год или чуть раньше его нужно будет рисовать заново. В октябре 2021 года мы презентуем совместное с ЭКОПСИ исследование о функции внутреннего коммуникатора. В нём будут блоки и про компетенции, и про место ВК в иерархии компаний. Заинтригованы? Тогда следите за нашими публикациями. И наслаждайтесь коммуникациями в профессии и не только!

Добавить в избранное:

Комментарии

Написать