В последние годы инклюзивность занимает ведущее место в трендах PR-отрасли. Этому поспособствовал не только прогресс на рынке труда (появление диджитал-профессий), но и карантин, когда многие сотрудники начали работать удаленно, и потребность ежедневно приезжать на рабочее место ушла на второй план. В своей авторской колонке Андрей Баранников, генеральный директор SPN Communications, подробнее рассматривает инклюзию в PR-сфере и маркетинге.
В период пандемии компании стали создавать больше удаленных рабочих мест, часть которых заняли люди с ограниченными возможностями. Наибольшее число удаленных вакансий в тот период предложила отрасль IT, однако и рынок коммуникаций с медиа не остался в стороне и смог без потери качества перейти на удаленный режим работы, который подошел и людям с ограниченными возможностями. В тот период многие коммуникационные агентства стали открывать вакансии для людей с инвалидностью и для маломобильных граждан. В основном агентства предлагали позиции ассистента PR-менеджера, которые предполагают довольно серьезную вовлеченность сотрудника в рабочие процессы. Ассистенты занимаются написанием и подготовкой текстов, сбором данных, работой со СМИ, а также базовым ведением документооборота.
Как вы видите, список задач не самый простой, но как показывает практика, руководители агентств все больше готовы доверять людям с ограниченными возможностями и интегрировать инклюзивную среду в свой коллектив.
Наша отрасль довольно гибкая и адаптивная для всех. Сотрудники сферы PR могут делать ставку на свои лучшие качества и навыки, нивелируя то, что у них получается хуже. Люди с ограниченными возможностями могут проявить себя в самых разных амплуа без перехода на удаленную работу. Область работы в сфере коммуникаций не требует физической подготовки, выносливости или мобильности, что в свою очередь нужно в сферах управления, образования, бизнеса, технологий и здравоохранения. Например, люди с аутизмом часто обладают набором навыков, в которых они исключительно сильны. Некоторые люди с аутизмом чрезвычайно сосредоточены и могут обрабатывать большие объемы данных, в то время как другие могут быстро обрабатывать сложные числа. Многие из тех, кто заявлял, что у них аутистический спектр, добились больших успехов в качестве инженеров-программистов, специалистов по данным, механиков и квалифицированных техников. Наше агентство тоже решило интегрироваться в инклюзивную повестку, и в данный момент мы налаживаем среду и работаем с персоналом для приглашения сотрудника с ограниченными возможностями.
SPN Communications планирует постепенно увеличивать количество таких сотрудников в штате, т.к. мы прекрасно понимаем, что для большего количества сотрудников с ограничениями потребуется куда более серьезные инклюзивные решения.
С недавнего времени наши коллеги начали проводить активности для людей с ограниченными возможностями. Например, коммуникационное агентство «Лампа» совсем недавно выпустило лимитированную серию кастомизированных шопперов «Добрая матрёшка». Активация разработана в поддержку мастерской «Особая керамика» — проекта благотворительного фонда «Жизненный путь», который помогает социализироваться людям с аутизмом и особенностями развития. Также у агентства TWIGA есть кейс «Дано каждому», о важности реабилитации и социализации людей после инсульта. Да, пока что не все готовы открыть свои двери людям с особенностями, но коммуникационные агентства все активнее начинают погружаться в важнейшую тему инклюзии.
Лично я не являюсь сторонником удаленной работы, но в случае интеграции инклюзивной среды, это действительно важный инструмент. Формат дистанционной работы стал отличным решением для родителей с маленькими детьми, а также для сотрудников, живущих территориально далеко от офиса. Некоторым людям с инвалидностью требуется своевременный уход, а также внимание близких людей – в таких случаях дистанционный формат работы просто необходим для создания инклюзивной рабочей среды. Помимо прочего, удаленка позволяет облегчить процесс интеграции сотрудника-инвалида в коллектив, так как такой вид коммуникации снимает множество психологических барьеров, которые могут появиться у сотрудников при общении с инвалидом.
Для меня важно, чтобы процесс развития инклюзивной среды в бизнес-сфере двигался вперед. Люди с ограниченными возможностями и инвалидностью не только дополняют отрасль медиакоммуникаций, но и значительно улучшают ее.
Именно поэтому я был рад стать членом оргкомитета проекта «Открыто для всех». Работа в оргкомитете – прямая возможность укреплять коммуникацию между бизнес-сообществом и организациями, которые помогают с трудоустройством людям с ограничениями. Мы настроены очень решительно, и в ближайшее время планируем и в ближайшее время мы планируем как привлекать новых участников для подписания Национального инклюзивного договора, так и предлагать новые инициативы государственным органам, чтобы упростить процесс найма сотрудников с инвалидностью. Национальный инклюзивный договор – это форма общественного договора, разработанного в рамках проекта «Открыто для всех» АСИ. Стать участником этого проекта может любая организация, признающая важность повышения доступности товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью.
Проект «Открыто для всех» уже продемонстрировал успешные результаты. 34 компании подписали инклюзивный договор и это только начало. Мы очень надеемся, что это число в будущем значительно увеличится и многие компании откроют свои двери для всех людей с ограниченными возможностями, которые могут и хотят построить свою карьеру.