15 июля 2021

5 ошибок уверенных в себе спикеров: хронометраж

31
0

Автор

Бэла Рубинштейн
Медиа-тренер, продюсер, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ

Продолжаем цикл публикаций о публичных выступлениях и ошибках спикеров. Мы уже поговорили о том, что не стоит пренебрегать содержанием в пользу формы и о том, что всегда важно заранее готовиться к выступлению. На этот раз в центре внимания — хронометраж.

Ошибка 3. «К чёрту хронометраж! Когда я говорю, люди хотят меня слушать вечно».

Уверена, вам случалось бывать на конференциях, где плотная программа расписана по минутам, и всегда находится спикер, который считает своё выступление самым важным и поэтому говорит чуточку дольше, чем было заявлено. Ну, как чуточку. Минут на 5–10 дольше. А потом ещё один, который тоже считает, что именно его выступление достойно большего хронометража. В результате отставание от графика увеличивается на час и больше, а количество людей в зале заметно уменьшается. И всё, что они помнят в итоге — это, что конференция была занудной и организация была чудовищно плохой.

Природа человека — эгоистична. Природа уверенного в себе спикера — эгоцентрична.

«Когда я говорю, люди меня слушают», — не без гордости сообщил мне директор одного приличных размеров завода, когда я пришла к нему записывать интервью. Надо было развернуться и бежать сразу после этих слов! Ради десятиминутного интервью мне пришлось задержаться в его кабинете на два (!) часа. И при этом он действительно очень хороший директор и человек! И, правда, много делает для завода. Но как же страдают люди, когда дважды в год их собирают в огромном актовом зале на День информирования и закрывают двери на замок, делая бегство невозможным!

Знаю одну очень уважаемую организацию, работа в которой требует от руководителей уровня ГД –1 большой выдержки. По понедельникам у них большие совещания. Хозяин кабинета заботится о людях: в начале совещания секретарь приносит всем большие чашки свежезаваренного чая. Часа через полтора природа берет своё. Но совещания длятся три часа, а поднимать руку, как в начальной школе, и отпрашиваться в туалет, дерзости хватает не у всех. Общение становится тяжелым испытанием уже не в переносном, а в самом прямом смысле.

Майя Анджелоу, ментор Опры Уинфри и великая американская поэтесса, сказала как-то: «Люди забудут, что вы говорили, люди забудут, что вы делали, но они никогда не забудут, что они чувствовали рядом с вами!»

Что чувствуют люди, когда спикер забывает про хронометраж? Давление на мочевой пузырь, отчаяние, уныние, скуку, раздражение?

Вы можете быть невероятно харизматичным спикером, и люди действительно могут быть в восторге от ваших выступлений. Но ничто не может длиться вечно.

Заметили ли вы, что всё чаще решающим фактором, когда мы выбираем, что посмотреть/почитать/послушать, становится именно хронометраж? Вам нравится тема публикации, но на её чтение нужно 13 минут, а у вас их нет? Откладываем её в «сохранённые» и никогда к ней не возвращаемся.

Конечно, мы не можем отправить спикера в папку «сохранённые», если это живое общение. Или можем? Уйти в свои мысли, или в смартфон, если его не отобрали на входе на совещание, очень легко. И тогда выходит, что уверенный спикер остался без аудитории. И эффективность коммуникации равна нулю.

Хронометраж — это всегда предмет вашего с аудиторией договора. И если вы нарушили договорённости даже на каких-нибудь десять минут, это всё равно обман. И если главный трофей любого публичного выступления — доверие аудитории, тогда хронометраж — священная корова публичных выступлений, его ни в коем случае нельзя трогать!

Хотите, чтобы аудитория полюбила вас, как родного, и ждала новых встреч с вами — выступайте хотя бы на пару минут меньше заявленного времени. К слову, если хронометраж не обозначен, это ваша обязанность — сообщить в начале выступления, сколько оно продлится. Не ваш выбор, не ваша добрая воля. Ваша обязанность.

Но что, если сказать нужно действительно много? И всё, что вы собираетесь сказать — важное? Это значит, что вы плохо подготовились. И забыли про правило: одна коммуникация — одна задача. А вот правило не откладывать на завтра, то, что можно сказать сегодня, в коммуникациях не работает. И логика «если говорить быстрее, то можно всё успеть» — тоже. Потому, что выступление без пауз такое же бессмысленное, как и выступление, в котором слишком много слов. И нужно делать паузы в словах.

О великой силе пауз поговорим в следующий четверг:

Ошибка 4. «Когда я молчу, мне страшно» или «Давайте делать паузы в словах».

Добавить в избранное:

Комментарии

Написать