Номинация: Энергия команды
Год: 2022
Компания: QIWI
Выездные спринты – это совместный выезд команд на период спринта или рабочей недели в отдаленную локацию, где они вместе работают оффлайн и живут на одной территории.
Этот формат позволяет всем участникам команды синхронизироваться, сформировать единые бизнес цели, поднять вовлеченность каждого и нарастить скорость решения задач.
А главное - он возвращает радость живого общения в команды. Для QIWI командная игра - одна из четырех главных ценностей.
На выезде новичкам удается быстрее адаптироваться в команде и наладить неформальные связи, а менеджерам - лучше понять, чем живут его сотрудники.
Для проведения выездных спринтов QIWI арендует современный коворкинг, отвечающих всем требованиям по обеспечению, рассчитанные на команду до 25 человек, а также коливинг. Сами выезды оформляются командировками с оплатой проезда и выплатой суточных.
Проблемы, которые решает этот проект, типичные для IT компаний, перешедших с начала пандемии на гибридно-дистанционный формат работы.
Мы постарались найти уникальное решение, которое позволит вернуть энергию в наши команды, нарастить скорость решения задач, поднять мотивацию и работать с выгоранием наших ребят.
Его уникальность заключается в самом формате: это не тимблдинг и не работа в офисе, куда каждый едет из своего дома и держит в голове свои собственные планы на вечер.
Участники выездов встречаются на завтраке, пешком прогуливаются до коворкинга, где целый день плотно работают вместе, выполняя все рабочие цели недели, а вечером вместе отдыхают, самостоятельно составляя программу и используя богатую инфраструктуру локации.
Эти выезды помогают вытащить участников из зумов обратно к живому общению с командой, на время забыть о своих домашних и семейных заботах и попросту на время поменять обстановку.
Мы стараемся заморачиваться на мелочах, чтобы каждый сотрудник шел по пути позитивного опыта. Но не перегибаем с заботой, чтобы сохранить их инициативу и ощущение причастности.
Это влияет не только на укрепление команд, но и на их эмоциональное здоровье, ощущение компании и друг друга. И конечно повышает лояльность.
Ребята возвращаются с выполненными задачами и отдохнувшими. “Это круче чем тимбилдинг”, говорят нам участники.
Через год после начала пандемии QIWI столкнулась с первыми последствиями удаленки: сотрудники стали жаловаться на усталость и выгорание, компанию покидали ранее лояльные сотрудники, темпы разработки падали, а адаптация новичков существенно замедлилась.
Несмотря на появление новых диджитал традиций в онлайне, сотрудники говорили, что переставали чувствовать себя командой.
Для нас это стало сигналом потери вовлеченности и социальных связей в команде, которые помогают участникам лучше понимать и чувствовать друг друга.
Поэтому в 2021 мы провели масштабное исследование, чтобы узнать как себя чувствуют наши сотрудники на «удаленке».
В результате мы получили, что сотрудники рады работать из дома (73 % сотрудников говорили, что на удаленке чувствуют себя лучше, чем в офисе, а 46 % работается легче, чем из офиса) – Они счастливы не тратить время на дорогу, стало возможно работать не просто из дома, а совмещать путешествия и работу, а кому это было важно -смогли вернутся из Москвы в свой родной город и не тратить лишних средств на съем квартир.
Но в то же время работа дома стала просто выполнением рабочих задач, без разговоров у кулера, дружбы, пиццы и прочих развлечений.
Более того сотрудникам стало сложно провести границу между работой и личной жизнью. Например 27 % опрошенных подтверждали, что удаленно не удается решить вопросы неформально, а 37 % сотрудников не хватает радостей живого общения.
Удивителен тот факт, что сотрудники признавали, работать на удаленке им не так интересно как рядом друг с другом в офисе, но и возвращаться к ежедневной офисной работе никто не хотел.
Кроме того в IT индустрии свободный дистанционный формат работы стал гигиеническим минимумом при выборе компаний новыми сотрудниками.
Нужен был какой-то специальный повод собрать их вместе для живого общения и работы в оффлайне – так и родился проект Выездные спринты.
Изначально проект был создан для команд разработки продуктов, но в этом году мы решили его опробовать на всех командах, работающих в гибридно-дистанционном формате. Поэтому в 2022 года проект охватил дополнительно к командам разработки еще и кросс-функциональные проектные команды и профессиональные комьюнити, где очень остро стоит потребность в синхронизации и развитии используемых инструментов и подходов.
Глобальной целью можно назвать развитие одной из 4 основных ценностей в QIWI - командная игра. На сегодня командам необходима помощь в преодолении проблем, вызванных гибридно-дистанционным форматом работы, последствиями пандемии, а также поддержка сотрудников в эмоционально непростой год.
Более детально задачи, которые стояли перед проектом:
Условия проживания и обеспечения командных выездов выбирались, так чтобы создать возможности для команд, но не излишне баловать сотрудников.
Идея пришла в процессе обсуждения результатов исследования удаленки с самими лидами продуктовых команд. Ребята сами пытались найти ядро проблемы и решить проблемы. Тимбилдинги и стратегические сессии такую боль не закрывали, так как продолжительность и цели выездов были неподходящими. Заставлять приезжать всю команду в офис во время принятия решения о гибридном формате работы было также нелогичным и не соответствовало культуре компании.
Появилась идея изучить варианты рабочих офисов/пространств для работы в интересных локациях РФ и выбор пал на Красную Поляну. Всем была привлекательная ее природная красота, интересная и богатая инфраструктура отдыха и конечно хороший выбор рабочих пространств и отелей достойного качества.
Так как проект был новым для всех, в том числе и для компании, на пути существовало очень много проблем как документационного, так и организационного характера. Необходимо было разработать уникальную договорную модель с отелем и коворкингом, учитывающую все моменты и пандемийные ограничения, здесь нам помогли коллеги из юридического департамента и бухгалтерии; а также нужно было решить огромное количество вопросов по организации расселения, соблюдению эпидемиологических мер и прочие сложности.
Коворкинг и коливинг должны были быть обязательно в пешей доступности друг от друга. А обеспечение коворкинга соответствовать ожиданиям требовательной IT аудитории.
В октябре 2021 года мы запустили пилот проекта, рассчитанного на 2 месяца. Каждую команду мы просили заполнить анкету обратной связи, предполагающую оценку не только самого формата, но и рабочих пространства и организацию проживания. Мы проработали все ограничения, которые не позволяли некоторым командам/сотрудникам принять участие в выездах.
Почему Питер? Прежде всего Санкт – Петербург очень любим нашими сотрудниками, они любят его творческий, свободный вайб. Еще у него удобная удаленность от нашего основного офиса в Москве и транспортная доступность из основных городов РФ.
Еще нам нравилась идея создания филиала нашего QIWI Дома в северной столице и предполагали, что помимо участников выездных спринтов офис смогут посещать наши питерские коллеги.
С точки зрения бренда – этот город также для нас очень интересен, так как обладает хорошим потенциалом технических вузов и интересной для нас IT аудиторией региона.
В этом году мы не стали настаивать на 2х недельном формате.
А рекомендуем продолжительность, которую могут позволить себе даже самые семейные сотрудники с маленькими детьми – 5 рабочих дней. Но все же, чтобы ничего не отвлекало ребят в рабочие дни мы заложили по желанию еще 2 дня – для размещения в отеле накануне и с отъездом на следующий день после завершения рабочей недели в субботу.
На сегодня в питерские выездные спринты за 10 недель съездило 15 команд от 5 до 25 человек, это более 160 человек.
Нам важно видеть и понимать, что проект дает крутой результат, что команды действительно сближаются, у них появляется своя душа и есть мотивация дальше вместе работать и развиваться .
Мы активно прорабатываем обратную связь, которую получаем от участников выезда и у нас большие планы по развитию проекта. В ближайшее время запустим небольшие памятные подарки для участников, которые ребята будут увозить с собой из Питера.
Результат оправдал ожидания, и цели проекта оказались достигнутыми:
Мы проводили большой опрос среди сотрудников, а также менеджеров + регулярно проводим небольшие синки, чтобы определить выводы: