Победитель в номинации «Спецпроекты» — самостоятельные проекты, активации и инструменты в корпоративных коммуникациях.
Год: 2023
Компания: «Лаборатория Касперского»
Кому традиционно принадлежит роль «плохого полицейского» практически в любой компании? Сотрудникам, отвечающим за информационную безопасность! Именно они приземляют полёт фантазии разработчиков, маркетологов или HR, оценивая риски и контролируя соблюдение норм безопасности. Это их работа. Именно за неё их даже если не любят, но ценят. А теперь представьте, насколько строгими и беспощадными должны быть безопасники в такой компании, как «Лаборатория Касперского», которая выводит на чистую воду сотни и тысячи хакеров и кибермошенников по всему миру. Чтобы компания оставалась непроницаемой, в службе информационной безопасности (ИБ) ЛК разработали специальный фреймворк, состоящий из четырёх ступеней (от базовой до платиновой). В 2022–2023 годах все внутренние сервисы компании должны были пройти сертификацию на соответствие базовой ступени, а затем работать над повышением уровня безопасности, становясь всё более неуязвимыми.
Можно ли из подобной трудоёмкой и скучной работы сделать увлекательный квест? Именно с таким запросом к команде внутренних коммуникаций обратились сотрудники из ИБ компании. Вызов был принят. В первую очередь команда визуализировала все ступени фреймворка, создав целую линейку 3D-персонажей (скинов), вдохновляясь стилистикой компьютерной игры. В поддержку проекта, получившего название «Стальные нервы. Железная хватка», были созданы видеоролики и страница на интранете, уникальный мерч. Когда несколько команд должны были достигнуть нового уровня безопасности, мы геймифицировали этот процесс, предложив всей компании следить за командами (болеть и делать ставки). Лидеры изменений получили специальную награду, а также максимальный уровень признания внутри компании.
Команде удалось придумать для достаточно рутинной бизнес-задачи привлекательный визуальный образ, на основе которого была сделана линейка мерча, пользовавшегося большой популярностью у сотрудников. Технически наиболее трудозатратным и сложным оказался процесс проработки 3D-персонажей, символизирующих четыре разных уровня фреймворка безопасности. Концепт и исполнение были полностью реализованы внутренней дизайн-командой, что сэкономило, по самым скромным оценкам компании, до 0,5 млн рублей. При этом качество работы соответствует топовому уровню, принятому в индустрии дизайна персонажей для компьютерных игр (были подготовлены high poly-модели на основе концепт-скульптинга, а также low poly-модели). По уровню проработки и качеству дизайна 3D-персонажи соответствуют героям из популярной игры Fortnite, которая бралась за основу при создании оригинальной концепции.
В 2022 году решения «Лаборатории Касперского» ежедневно (!) находили около 400 тысяч новых вредоносных файлов. Мир полон киберугроз. И в таком мире компания, которая сама занимается безопасностью, просто обязана быть неуязвимой для преступников. В 2022 году служба информационной безопасности компании разработала специальный фреймворк (Metal Requirements Framework) для всех сервисов, которые используются департаментами IT и RnD. У разработанного фреймворка есть понятная пирамидальная структура из четырёх уровней зрелости защиты сервисов: Basic, Silver, Gold, Platinum. Соответствие уровню Basic определяется по 14 основным критериям. Все сервисы должны были пройти сертификацию на этот уровень, чтобы позднее претендовать на следующий уровень защищённости — Silver, затем Gold и т. д. На момент запуска спецпроекта «Стальные нервы. Железная хватка» сертификацию на базовый уровень прошли только 53% всех сервисов. Несколько команд готовились к сертификации на Silver.
Проект можно разделить на несколько основных задач.
После разработки визуальной концепции фреймворка (подробнее — в следующем пункте) команда запустила на интранете отдельную страницу, где собрали всю информацию по проекту: что собой представляет каждый уровень зрелости, как его достичь и т. д. На интранете также была запущена серия статей-эксплейнеров, в которых сотрудники делились своим опытом и лайфхаками по прохождению сертификации.
В стилистике проекта были созданы костеры с тиснением (серебряным, золотым, платиновым), которые команда разложила в кофе-поинтах по офису. Благодаря стильному дизайну эти подставки под кружки пользовались настоящей популярностью. На каждом костере изображался QR-код, отсылающий на страницу проекта. Такие же QR-коды мы разместили на информационных плакатах в офисе и в видеороликах, которые транслировались в лифтах и лифтовых холлах в головном офисе «Лаборатории Касперского» в Москве. Во время запуска промоакции количество прямых заходов на страницу Metal Requirements Framework на интранете увеличилось в 20 раз!
Максимально широкий уровень признания был обеспечен командам, достигшим уровня Silver. Первые три команды, прошедшие сертификацию, были торжественно награждены в ходе мероприятия под названием Kick-off. Это ежегодное событие, объединяющее всю компанию. Именно здесь строятся планы на будущее и подводятся итоги. Первые три победителя получили памятные статуэтки, а для членов команд были изготовлены серебряные значки и специальные ленты для беджей. Победителей стремились наделить уникальными, притягательными для многих, отличительными артефактами, которые бы подчеркнули их достижение и особенный, одобряемый компанией статус. В интранете в личном кабинете у сотрудников появились специальные серебряные беджи.
Чтобы сделать эту историю более заметной, мы добавили соревновательный момент (перед подведением итогов конкурса на ежегодном собрании сотрудников) и немного публичности. Сотрудники могли следить за тем, как команды добиваются уровня Silver, сколько кому осталось, делать прогнозы, кто станет первым. Дашборды с претендентами на серебро и их результатами публиковались на интранете и демонстрировались на телеэкранах в лифтовых холлах.
Успех спецпроекта во многом обеспечен простыми и точными визуальными образами, символизирующими каждую ступень ИБ-фреймворка. За основу был взят персонаж, который напоминает героя компьютерной игры. Как и в игре, команда предложила сотрудникам «прокачать» этот персонаж, усилив его скинами (специальными доспехами). Чем выше уровень (от Basic до Platinum), тем защищённее выглядит персонаж. С этим персонажем должен ассоциироваться сотрудник, достигший того или иного уровня.
Самое сложное в реализации этой идеи было создать 3D-персонажей на таком уровне, чтобы по технике воплощения они не отличались от существующих аналогов в индустрии игрового дизайна (мы ориентировались на популярную игру Fortnite). Основные этапы создания персонажа — скульптинг, моделинг, риг, рендер, запекание текстур, текстурирование. Благодаря работе внутренней дизайн-команды удалось получилть 3D-модели, выполненные на уровне топовых мировых игр. Это особенно важно, поскольку среди целевой аудитории проекта немало геймеров и ценителей данной тематики. Учитывая этот факт, 3D-персонажей создавали как уникальное ценностное предложение для целевой аудитории.
После реализации спецпроекта количество сервисов, успешно прошедших сертификацию на первый уровень Basic, увеличилось на 32%. На следующую ступень фреймворка Silver перешли 10% команд (сервисов). До спецпроекта этот показатель составлял 3%. Рост защищённости внутренних сервисов обеспечивает бесперебойность бизнеса, а также позволяет оставаться компанией мирового уровня с самыми передовыми технологиями в области кибербезопасности.