О том, как развивались программы well-being и почему в компании решили создать специальное спортивное приложение, рассказала Мария Русина, аналитик команды геймификации.
Год: 2022
Компания: CROC
Компания Крок на рынке уже 30 лет, а спорт в ней – более 20. Он как часть ДНК. И хотя сегодня список корпоративных well-being программ существенно расширился – появились курсы, вебинары, большое внимание уделяется психологическому здоровью – на спорт приходится 70% активностей.
В КРОК уверены: благополучный человек – это эффективный сотрудник, и такие сотрудники формируют успешный бизнес. Добиться благополучия можно через спорт. Его в компании действительно много.
Основной фокус – это групповые офлайн-занятия. Они полезны не только для здоровья, но и для нетворкинга и укрепления коллектива. Как поделилась Мария, порядка 67% сотрудников именно на тренировках познакомились с коллегами, с которыми не общались в рамках рабочих процессов.
В компании существуют четыре постоянные спортивные команды и беговой клуб. В офисе есть спортзал, где проводятся занятия – групповые и индивидуальные. Сезонные программы постоянно меняются, чтобы интерес к ним не угасал.Также сотрудникам компенсируются затраты на фитнес.
Офлайном дело не ограничивается – организуется масса онлайн-активностей. Челленджи, соревнования, лекции о здоровом образе жизни и др.
Перечислять можно долго, это и стало причиной того, что well-being программы объединили в отдельное приложение Croc Sport.
В компании есть внутренний сайт, который существует девять лет и пользуется популярностью у сотрудников. На нем публикуются задания, цель которых – ускорить рабочие процессы с помощью геймификации. Например, если кто-то прошел курсы, он должен принести в HR сертификат. За это сотрудники получают внутреннюю игровую валюту, которую потом можно обменять на мерч, гаджеты и другие интересные лоты.
Когда-то спорт был просто одним из таких заданий… Однако за последние два года программ стало так много, что well-being в корпоративной геймификации стало тесно. Эффективным решением стало создать отдельное спортивное приложение как единое окно.
С его помощью сотрудники могут найти все программы и записаться на них, делиться своими достижениями и поддерживать чужие, ставить лайки. В компании постарались учесть все аспекты и максимально все автоматизировать, чтобы помочь впустить спорт в свою жизнь.
Что важно: приложение удобно интегрировано во внутреннюю геймификацию, за выполнение программ сотрудники получают баллы на основной платформе.
Как часто бывает: в компании запускают программу, но она почему-то не привлекает сотрудников. Чтобы избежать таких ситуаций, в КРОК разработали четырехступенчатую схему:
Шаг 1. Анализ целевой аудитории. Для айтишников, работающих в офисе, нужны одни программы, для инженеров, работающих в полях, – совершенно другие. Интересы каждого надо учитывать.
Шаг 2. Аудит текущих программ и опрос сотрудников. Есть программы, которые уже работают хорошо, и их можно просто немного улучшить или видоизменить. А есть такие, от которых следует отказаться в процессе внедрения нового.
Шаг 3. Анализ конкурентов. Иногда очень полезно посмотреть, что есть на рынке готовых решений. Например, основной сайт коллеги из КРОК делали своими силами, а для создания спортивного приложения взяли подрядчиков Кросс Лайф. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, проще. Им не пришлось самостоятельно подбирать спортивные программы, подыскивать тренеров, постоянно обновлять ленту и, главное, проектировать приложение с нуля.
Шаг 4. Пилот. Это то, чем часто пренебрегают. Хочется уже быстрее внедрить полную готовую программу, но ошибки и недочеты функционала намного проще найти как раз на этапе пилота.
Наверняка каждый сталкивался с тем, что скачивал, например, приложение по изучению английского языка. Сначала вы заходите каждый день, потом раз в неделю, а через месяц вообще забываете о его существовании. Ровно то же самое происходит с корпоративными программами. С аналогичной проблемой в КРОК столкнулись на основной площадке по геймификации.
Казалось бы, все сделали правильно, интересы сотрудников учли, но вовлеченность падала с каждым днем. И хотя постоянно появлялись новые задания, большого интереса к ним сотрудники не проявляли.
Выяснилось, что сотрудники до них просто не доходили. Им было жаль тратить время на поиски «той самой» среди огромного списка.
Решение нашлось легко: разделить программы на категории. Когда появился отдельный блок с новинками, сотрудники вернулись.
Мария рассказала, что для вовлечения разных групп они используют типологию Баркла и дают интересные механики для каждого из четырех типов.
Как и во многих других компаниях, в КРОК преобладают достигаторы (Achievers) – их больше 40%. Таких людей очень мотивируют награды. Даже если это просто значок без какой-либо другой ценности, сотрудники любят их получать. Также их мотивируют рейтинги и возможность накапливать баллы. Поэтому было так важно интегрировать приложение в общую систему геймификации.
Следующая большая группа – социальщики (Socializes). Они больше всего любят общение. И в приложении эта потребность удовлетворяется за счет чатов. Также у коллег есть возможность делиться тренировками, комментрировать, отправлять реакции.
В каждом коллективе есть киллеры (Killers), в КРОК их всего 3%, но их интересы тоже важно учитывать. Для них разрабатываются соревновательные механики, например, степ-челленджи. Им важна конкуренция, возможность выделиться. Хорошо работают задания на время или на скорость.
Последняя группа – исследователи (Explorers). Такие люди любят прокачиваться. Если вы будете им рассказывать про типовые тренировки, они очень быстро уйдут из приложения. А если вы научите, как жонглировать в темной комнате, стоя на одной ноге, другими словами, делать что-то новое и необычное – они будут с вами.
Это вопрос легко решается с помощью чек-листа. В КРОК он состоит из трех пунктов.
Пункт 1. Обозначить цели внедрения и поставить измеримые KPI. Зачем мы запускаем программу? Что нам даст приложение? Что касается KPI, они должны быть понятными. Например, повысить к концу года показатель вовлеченности в корпоративные well-being активности с 10% до 40% сотрудников.
Пункт 2. Регулярно собирать актуальные данные. Отслеживать, на каком этапе сотрудники «отваливаются», где им становится неинтересно. Или какую определенную аудиторию не удалось увлечь. В КРОК отметили, что сотрудники 40+ меньше вовлечены. Команда в целом молодая, средний возраст в районе 30 лет. В данном случае коллеги добавили ориентированные на эту ЦА программы. Вовремя обнаруженные пробелы – это вовремя принятые решения.
Пункт 3. Запрашивать фидбек и отслеживать метрики, которые дадут понимание, насколько программа успешна. Например, eNPS (индекс удовлетворенности персонала), DAU/MAU (месячная\дневная активность пользователей), NPS (индекс потребительской лояльности) и Retention rate (коэффициент удержания пользователей).
Не секрет, что спорт действительно помогает как физическому, так и эмоциональному здоровью.
В КРОК программы не ориентированы на достижение каких-то личных спортивных результатов. В спортивном приложении есть много лекций о правильном питании, водном балансе и здоровом сне. Упор делается на улучшении качества жизни в целом.
Общая цель всех программ – чтобы сотрудники чувствовали себя лучше, сделали что-то полезное для здоровья, пообщались с коллегами и хорошо провели время.